Постлогистика
блог о современной логистике
Руководителям
Делимся наблюдениями о том, что происходило с рынком транспортной логистики в первые полгода 2021.

Лето — это не только пора отпусков, но и время для подведения первых бизнес-итогов.  Руководитель международного отдела компании Pony Express Денис Чесноков и директор по развитию Умной Логистики Ольга Бабаева поделились наблюдениями о том, что происходило с рынком транспортной логистики в первые полгода 2021. 

Рынок восстанавливается. Прошлый год из-за пандемии коронавируса казался если не провальным, то застойным. Грузовладельцы стали экономить на перевозках, транспортные компании пытались придумать дополнительные услуги для клиентов, границы закрывались. В 2021 году рынок постепенно восстанавливается: снова открываются авиасообщение, как международные, так и внутренние, темпы автомобильных перевозок возвращаются к прежним показателям. 

Некоторые компании воспользовались затишьем и поменяли свои команды больше, чем наполовину. Это помогает им расти и набирать обороты, а значит и пользоваться услугами транспортных компаний. Основной сегмент b2b-рынка чувствует себя гораздо лучше, чем в прошлом году. 

Меняются взаимоотношения между грузовладельцами и транспортными компаниями. Эти отношения всегда напоминали качели — то контрагенты любят друг друга до гроба, то швыряют друг в друга контрактами. В этом году кажется, что грузовладельцы стали спокойнее относиться к транспортным компаниям, предъявлять меньше претензий. При этом транспортные компании умудряются находить новые решения, чтобы удовлетворить потребности грузовладельцев — если партии товаров становятся все меньше, то можно предложить сборные перевозки. 

Растут темпы цифровизации. Если компания до сих пор ничего не автоматизировала к 2021 году, то догнать конкурентов будет все сложнее. Многие компании за счет цифрового перехода уходят вперед — если заниматься тотальной цифровизацией в компании только сейчас, то придется тратить огромный объем инвестиций. 

С другой стороны, делать это нужно. Без IT-решений сложно двигаться вперед и сложно соответствовать требованиям, в том числе, государственным. С 2022 года индустрия станет использовать только электронные транспортные документы, и всем придется играть по новым правилам. И это хорошо — это помогает снижать трудозатраты, сокращать ошибки, экономить на бумаге и других ресурсах. 

Транспортные компании привыкают взаимодействовать с b2c-рынком. Когда в 2020 году темпы курьерской доставки выросли на 56,3%, рынок был в шоке, но ему пришлось меняться. Транспортные компании пробовали различные варианты и в итоге выходили на конечных покупателей. Сейчас все возвращается на круги своя, но люди уже приучились к доставке на дом, они заказывают мало, но часто и это приводит бизнес к дополнительным выгодам. 

Наблюдается дефицит компетентных логистов. С одной стороны, мы наблюдаем тенденцию к упрощению логистики — в будущем можно будет открыть приложение на смартфоне, заказать любой тоннаж, заполнить заявку и ждать, когда водитель доставит груз. С другой стороны, из-за этого упрощения становится мало компетентных логистов. Они на вес золота, уходят в большие компании, а средним игрокам становится все труднее нанимать профессионалов. 

Компетентные логисты находятся в бесконечном поиске новых решений и гипотез — они должны искать и не сдаваться. Логистика требует постоянных изменений, нужно держать руку на пульсе рынка, следить за ставками, таможнями, изменениями в законодательстве. Останавливаться нельзя — поэтому и профессионалов рынок ищет постоянно. 

IT-компании растут за счет спроса на цифровизацию. Умная Логистика в этом году подключила несколько крупных грузовладельцев и транспортных компаний, в том числе, Газпром-бурение, ТД Черкизово, ЭлекКом Логистик. Несмотря на то, что компании работают в экосистеме не больше 6 месяцев, они уже достигли значимых результатов. Например, ЭлекКом Логистик в три раза сократили трудозатраты логистов и нашли новых поставщиков с помощью тендеров и аукционов. 

Каждый месяц добавляются новые функции в продукты Умной Логистики — теперь в экосистеме можно застраховать груз, оформить ОСАГО, проверить водителей и транспортные компании на надежность. Также в этом году заработала Академия Умной Логистики — проходят вебинары для пользователей и рассказываем о том, как организовать работу в экосистеме еще быстрее и эффективнее.