Дайджест законов: что изменится для участников грузоперевозок с сентября 2023?
04.09.2023
6889
Автор: Алсу Саматова
Рассказываем про новые штрафы, изменения в оформлении путевых листов и другие нововведения для большегрузов.
Новые штрафы ПДД
С 1 сентября в России начал действовать новый перечень неисправностей, при которых запрещено пользоваться автомобилем.
Теперь ГИБДД будет вправе выписать штраф 500 рублей за езду на зимней резине с июня по август и за езду на летней резине с декабря по февраль. Запрет касается легковых авто и грузовиков массой до 3,5 тонн. Для остальных ТС обязательно укомплектоваться цепями противоскольжения.
Еще одно новшество: за неработающую антиблокировочную систему (ABS) будет не только штраф 500 рублей, но и эвакуация транспорта. То есть если в пути загорится АБС, дальнейшее движение своим ходом запрещено, только на эвакуаторе.
Штраф можно будет получить также за неправильную тонировку (светопропускание менее 60%), грязные или газоразрядные лампы и слишком шумный двигатель.
Кроме того, с сентября 2023 запрещено устанавливать видеорегистратор и другие устройства на лобовое стекло, которые мешают обзору. Исключение — зеркала заднего вида, стеклоочистители, а также нагревательные элементы. Любое нештатное устройство на лобовом стекле — штраф 500 рублей.
Что относится к предметам, мешающим обзору:
видеорегистраторы;
крепления для телефона или навигатора;
радар-детекторы;
а также транспондеры для проезда по платным трассам.
Водителю придется не просто заплатить штраф, но еще и устранить саму неисправность, то есть снять видеорегистратор или перевесить его в другое место.
Помимо новых пунктов, из действующего перечня были наоборот исключены некоторые положения. Так, за отсутствие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки штрафовать теперь не будут.
Бронь выезда за границу
С 1 сентября в трех пунктах пропуска через государственную границу РФ заработала система электронной очереди для грузовых транспортных средств: в Забайкальске на границе с Китаем, Бугристом на границе с Казахстаном и Чернышевском на границе с Литвой.
Для бронирования даты и времени пересечения границы необходимо зайти в специальный раздел на сайте ФГКУ Росгранстрой, выбрать пункт пропуска, зарегистрироваться в личном кабинете (создать логин и пароль), ввести необходимые данные и выбрать дату и время пересечения границы. Услуга бесплатна.
Что понадобится для бронирования:
регистрационный номер грузового автомобиля;
вид перевозки;
контактные данные.
Если планы изменились, не позднее чем за 3 часа до пересечения границы дату и время можно будет перенести.
А вот с 1 марта 2024 года российские перевозчики смогут бронировать дату и время пересечения границы на портале Госуслуг, а иностранцы — в государственной информационной системе электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД).
Новые правила оформления путевых листов
Минтранс уже второй раз за текущий год меняет правила оформления (формирования) путевых листов. Теперь с 1 сентября в путевом листе необходимо указывать дополнительные сведения о водителе.
Помимо ФИО и данных о проведении обязательного медицинского осмотра нужно указывать:
серию, номер и дату выдачи водительского удостоверения;
СНИЛС.
Еще теперь можно оформить один путевой лист на один рейс, даже если длительность рейса больше рабочего дня или смены водителя (водителей). А также — один путевой лист на несколько рейсов, если водитель выполняет их в течение рабочего дня.
Изменения коснулись и электронных путевых листов: при их формировании разрешено изменять сведения о водителях, марках, моделях прицепов (а также полуприцепов) и их регистрационных номерах.
Новые тарифы ОСАГО
С 13 сентября Банк России изменит базовые тарифы ОСАГО. Тарифный коридор ОСАГО расширят на 26% в обе стороны. Это означает, что страховые компании могут назначать более низкий тариф аккуратным водителям и более высокий тариф — тем, кто водит рискованно и нарушает правила дорожного движения.
Главная цель реформы — сделать стоимость полиса более справедливой. Сейчас все платят плюс-минус одинаково.
На стоимость ОСАГО влияет пять факторов: регион регистрации, мощность двигателя, возраст водителя, его стаж за рулем и как часто он попадает в аварии. Этот список не менялся с 2003 года. Сейчас же на стоимость тарифов смогут влиять и страховщики. За это время они накопили статистику и могут пользоваться системами больших данных. И на их основе могут рассчитывать тарифную ставку индивидуально. Чтобы лихачи платили за полис больше, а аккуратные водители — меньше.
ЦБ меняет тарифы уже не первый раз. В январе 2019 года тарифный коридор был расширен на 20%, в сентябре 2020 года — еще на 10%.
Раньше минимальная базовая ставка ОСАГО для грузовых автомобилей весом более 16 тонн составляла 2367 рублей. С этого года она уменьшится до 1752 рублей. А максимальная ставка увеличится до 14 957.
Еще изменения:
С 1 сентября 2023 года предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей можно будет проводить дистанционно.
При этом работодатель обязан не менее двух раз в год проводить очный медосмотр.