Top.Mail.Ru
Постлогистика
блог о современной логистике
Полезное
Почему муравьи всегда находят самый короткий путь, а рыбы меняют курс всей стаей за секунды? В логистике это готовые лайфхаки: найти выгодный маршрут, подготовиться к сезонному пику и предусмотреть даже пожар. Рассказываем, что стоит взять от мира природы, чтобы работать в логистике было легче и прибыльнее.

Поведение животных
Стройте маршруты как муравьи
Видели, как муравьи друг за другом ходят по одной тропинке и тащат еду в муравейник? При этом они выбирают самый короткий путь — та же логистика, только в мире насекомых.

Работает так: муравей находит еду, а возвращаясь с ней, оставляет дорожку из запаха, чтобы другие поняли — тут короткий путь до еды. Другие муравьи идут по этой дорожке и усиливают ее своим запахом, если находят там еду. Если же нашли путь прибыльнее и короче — используют его, а старый «выветривается».

Выбирайте маршруты как муравьи — отслеживайте, какие приносят больше денег при меньших временных затратах. Это легко сделать, когда видите статистику. Например, в Умной Логистике можно сформировать отчет по самым прибыльным рейсам.
Двигайтесь как рыбы
Представьте: стая рыб идет плотным косяком. Впереди — хищник, и за долю секунды вся группа меняет курс, словно управляется одним мозгом. Просто рыбы передают короткие сигналы, а каждая следит за соседями и копирует их движения.

В колонне грузовиков этот принцип тоже работает, только «соседей» заменяют диспетчер и система.

На трассе М7 десять фур идут к разгрузке в одном временном окне. В TMS диспетчер видит: впереди авария, первый водитель уходит на объезд. В пару кликов он отправляет инструкции всей группе через приложение — изменить маршрут и сбавить скорость. Через несколько минут графики всех машин перестроены, и они прибывают к складу с разницей максимум в 10−15 минут.

Так колонна движется без хаоса, а диспетчеру не нужно обзванивать каждого. Чтобы водителям и диспетчерам было удобнее держать связь, мы разработали приложение Умный Водитель. Там водитель может отметить, что погрузился или разгрузился, а также прикрепить фотографии документов — они сразу появятся в копиях в заявке. Диспетчеру удобно отслеживать машину по GPS и при необходимости оперативно менять маршрут и расписание.
Общайтесь как пчелы
В улье нет времени на долгие объяснения. Разведчица находит богатый источник нектара, возвращается и начинает «танцевать» — движения показывают, куда лететь, как далеко и насколько ценен ресурс. Через секунды весь улей знает, где работать.

В логистике этот принцип экономит нервы и часы.

Понедельник, 10:45, экспедитор Антон получает в TMS заявку — «Склад в Балашихе, 8 паллет, забрать до 12:00». Груз срочный, возможна повышенная оплата. Обычно Антон обзванивает водителей: Сергей на погрузке, Игорь далеко, Витя вне зоны связи… Только через 20 минут находится Паша в четырех километрах от склада.

По-пчелиному все иначе. Антон открывает задачу в TMS, указывает адрес, срок и приоритет. Через секунды уведомление приходит всем восьми водителям в мобильное приложение. Каждый видит локацию, дедлайн и бонус, а система показывает, кто ближе и свободен. Паша, в идеальной позиции, жмет «Беру» и уже через двадцать секунд строит маршрут. Остальные видят, что задача закрыта, и продолжают свои рейсы без лишних звонков.

Кстати, в Умной Логистике можно отследить, какие рейсы в работе и кто на разгрузке. А с «Поиском машин» можно найти свободную машину под нужный груз за 10 минут.
Предусматривайте риски как белки
Тут пожар на складе, там перевозчик в последний момент отказался от заказа. Если все завязано на одном складе, маршруте или партнере — достаточно сбоя, чтобы работа встала. Но белки продумали даже это. Они не носят все орехи в одну нору — делают десятки тайников в разных местах и регулярно проверяют их. Погибнет один тайник — остальные спасут.

В логистике этот принцип про распределенные ресурсы и план «Б». Склады в разных регионах работают как защитная сетка. Если один выходит из строя, его поток берут на себя соседние, и отгрузки не останавливаются.

Аналогично с резервными запасами. Например, у дистрибьютора бытовой техники задержалась основная партия из Китая. Тогда он отгружает клиенту продукты из резерва на московском складе, а потом восполняет этот запас, когда партия все-таки приходит.

То же касается работы с перевозчиками. Хорошо, если есть пул доверенных партнеров. Иначе откажется один, а пойти со срочным заказом будет некуда.

Транспортным компаниям стоит знать альтернативные маршруты — вдруг все встанут на 5 часов из-за аварии? А для срочных заказов хорошо бы иметь под рукой контакты надежных экспедиторов.
Готовьтесь к сезонам как птицы
Птицы не отправляются в перелет спонтанно. Задолго до старта они накапливают энергию, выбирают проверенные маршруты и ждут подходящего момента, чтобы пройти весь путь быстро и без потерь.

В сезонные пики лучше быть немного птицами — готовиться и планировать заранее.

Представьте декабрь. 20-е число. Заказы выросли в 2,5 раза. Центральный склад перегружен: заказы ждут комплектации, машины стоят у доков по несколько часов, график рейсов сдвигается, водители теряют время в очередях.

С подготовкой картина другая. Еще в сентябре проанализировали прошлогодний пик, грузовладельцы распределили товары по региональным складам и наняли временных работников. Перевозчики и экспедиторы заказали дополнительный транспорт и привлекли новых водителей. В декабре поток вырос, но машины не стоят в очередях, а подаются на свободные доки, заказы уходят в срок.
Необязательно присматриваться к белкам или рыбам. Иногда достаточно внедрить подходящую систему.

С Умной Логистикой легко вычислять прибыльные маршруты, следить за перемещением машины и планировать сезонные пики.

Приходите на бесплатную экскурсию — покажем, как работает!
Связанные статьи
Отбор подходящих перевозчиков в RFI, гибкий контроль ставок (RFQ) и новые возможности поиска машин
20.08.2025
Обязательная ГИС ЭПД, лишение прав за обгон и повышение пошлин для автовладельцев
29.07.2025
Как проверить надежность контрагента в грузоперевозках с помощью одного инструмента
21.07.2025
Логистический бизнес с мужем: как зарабатывать 500 млн в 30 лет и не развестись
18.07.2025
Фильтры по поиску грузов, обновленный поиск машин и улучшенная форма исходящего заказа
17.07.2025
Как привлечь и удержать сотрудников в логистике: 7 простых шагов
08.07.2025
Закон об усилении контроля за грузоперевозками: юрист рассказал, чего ждать и как подготовиться
03.07.2025
Заработок на штрафах самокатчиков, такси без мигрантов и контроль за экспедиторами
26.06.2025
Отец и дочь управляют транспортной компанией: как удержать бизнес, клиентов и водителей в 2025?
20.06.2025
Автоматизация логистики под ключ: как помогаем грузовладельцам внедрить Умную Логистику
10.06.2025
Как изменится рынок грузоперевозок к 2030 году: 90% документов в цифре, прозрачность и Big Data для оптимальных решений
09.06.2025
Новый способ измерения ставки, обновленный Telegram-бот и универсальный конструктор данных
04.06.2025
ТОЛЬКО российские машины в такси, отмена штрафов за Платон, реестр ЭКСПЕДИТОРОВ
30.05.2025
Кому на руку кризис в логистике?! Почему не стоит бояться реестра перевозчиков?
23.05.2025
Как грузовладельцы контролируют перевозки и экономят 90% времени?
06.05.2025
Минтранс поддержит ЭКСПЕДИТОРОВ?! Платон на ВСЕХ дорогах. Когда вырастут ставки на грузоперевозки?
29.04.2025
Отчеты из УЛ в Telegram-боте, интеграция с ATI.SU, быстрый поиск машин для ТК и другие новинки УЛ
23.04.2025
Telegram-бот «Умный Логист», новый конструктор отчетов и обновленный поиск машин с помощью аукционов
15.04.2025
ТОП-3 отчета в Умной Логистике для транспортных компаний
04.04.2025
Система «ГосЛог»: что это такое, для чего она нужна и к чему готовиться перевозчикам
07.08.2024