Когда перевозчик не виноват: как доказать форс-мажор и не попасть на штраф | | | В логистике важно, чтобы все шло по плану и точно в срок. Но если груз не доехал, а виноватых нет — часто звучит ссылка на форс-мажор. Только вот любое ЧП — еще не основание для освобождения от ответственности. Что действительно считается обстоятельствами непреодолимой силы, а что — нет? Разбираемся в материале ниже! *статья подготовлена совместно с транспортным юристом Сергеем Богатовым. | | | Форс-мажор (или обстоятельства непреодолимой силы) — это непредвиденные и неизбежные события, которые мешают исполнить обязательства по договору. Главное условие: даже если бы сторона очень старалась, она бы все равно не смогла выполнить свои обязанности. С юридической точки зрения, чтобы сослаться на форс-мажор, нужно: - доказать, что событие действительно повлияло на исполнение договора;
- подтвердить, что нельзя было заранее его предвидеть или предотвратить;
- иметь официальное подтверждение (справки, режим ЧС и т.д.).
Разберем конкретные примеры — что действительно признается форс-мажором в грузоперевозках? | | | Что считается форс-мажором в грузоперевозках? | | | Стихийное бедствие, перекрывшее маршрут перевозки: | | | ❗Главное: это должно быть официально зафиксировано — например, режим ЧС в регионе, постановление администрации, справка из МЧС или выписка с погодного портала. | | | Пример:
Водитель вез груз из Краснодара в Воронеж, но на подъезде к Воронежской области трассу перекрыло наводнение — вода смыла участок дороги, власти ввели режим ЧС. В таком случае перевозчик может доказать, что он не мог выполнить доставку — и не будет нести ответственность за срыв сроков. | | | Особый режим и чрезвычайная ситуация | | | Если регион становится недоступным для проезда или исполнение обязательств становится физически невозможным из-за ЧС — это квалифицируется как форс-мажор. | | | ❗Главное: нужны документы, подтверждающие, что в регионе введен особый режим, ограничено движение или задействованы водители/транспорт. | | | Пример:
Компания должна была доставить груз, но началась эвакуация населения и перекрытие дорог. Перевозчик предоставил копию указа губернатора и официальное уведомление о запрете движения — форс-мажор признан обоснованным. | | | Забастовки, массовые протесты, перекрытия дорог | | | Если движение транспорта заблокировано из-за акций протеста, митингов, стихийных забастовок, и есть официальные сведения о перекрытии дорог — это тоже может быть признано форс-мажором. | | | Пример:
Водитель ехал по маршруту через Москву, но въезд на МКАД перекрыли протестующие дальнобойщики. Информация подтверждена сообщениями в новостях и выпиской с сайта ГИБДД — перевозчик не несет ответственность. | | | Запрет или ограничение движения на официальном уровне | | | Иногда местные или федеральные власти запрещают движение грузового транспорта по определенным маршрутам — например, из-за плохой погоды или ремонта. Если такой запрет документально подтвержден, это считается форс-мажором. | | | Пример:
По решению администрации Свердловской области временно ограничено движение большегрузов в дневное время — и рейс пришлось перенести. Постановление опубликовано на официальном портале, перевозчик не виноват в задержке. Однако если акт был опубликован заранее, а перевозчик с ним не ознакомился — вина перевозчика. | | | Карантинные меры и чрезвычайные санитарные ограничения | | | Если из-за эпидемий или других угроз здоровью запрещено въезжать/выезжать из региона, закрыты склады или логистические хабы — это может быть признано форс-мажором. | | | Пример:
Во время вспышки инфекции один из логистических хабов оказался в зоне карантина. Все въезды перекрыты, персонал эвакуирован. Перевозчик предоставил копию постановления Роспотребнадзора — причина уважительная, штрафы не применяются. | | | Что не считается форс-мажором? | | | Ситуации ниже — не непреодолимы. Они относятся к хозяйственным рискам, которые должен учитывать перевозчик при планировании и страховании. | | | Это не освобождает перевозчика от ответственности — компания обязана предусмотреть замену. | | | Техническая неисправность — это зона ответственности перевозчика. Сломался двигатель — нужно чинить или менять машину. | | | В случае, если груз не пропустили из-за неправильно оформленных документов — это не форс-мажор, а упущение логиста. | | | Пробки, задержки на границе, загруженность дорог | | | Если водитель застрял на границе на 12 часов — это риски перевозки, которые должны учитываться при планировании маршрута. | | | Отсутствие оплаты от клиента | | | Заказчик не перечислил аванс, а договор подписан — это не считается непреодолимой силой. Дальнейшие действия регулируются условиями контракта, а не понятием форс-мажора. | | | Если в ДТП пострадал водитель, машина или груз — это не считается форс-мажором. Суд исходит из того, что ДТП — это хозяйственный риск перевозчика. Он должен учитывать его при планировании, страховании и ценообразовании.
Исключение — если авария произошла из-за внешнего непредотвратимого события (например, в авто врезался лось, выбежавший на трассу во время шторма) и это можно подтвердить документами. | | | ❗Главное: чтобы признать ДТП форс-мажором, нужны доказательства, что перевозчик не мог повлиять на ситуацию. Но даже это не всегда спасает — такие случаи разбираются индивидуально. | | | Как действовать при наступлении форс-мажора? | | | 1. Зафиксировать событие документально Фото, видео, выписка из госреестров, метеоархивов, постановления — все пригодится.
2. Уведомить вторую сторону договора Чем быстрее — тем лучше. Важно описать ситуацию, приложить документы и объяснить, почему обязательства не могут быть исполнены.
3. Согласовать новые условия исполнения Когда ситуация разрешится, стороны могут пересогласовать сроки и продолжить работу. Главное — сохранить диалог и действовать по договору.
4. При необходимости — получить официальное заключение от ТПП Торгово-промышленная палата может выдать заключение о наличии форс-мажора — это особенно важно в спорных ситуациях. | | | Кстати, в Умной Логистике можно вести переписку с заказчиком прямо в системе и сохранять все документы по рейсу — это важная функция для подобных ситуаций. Хотите попробовать? Записывайтесь на бесплатную экскурсию по продукту — расскажем обо всем подробнее. | | | Ниже — краткая памятка: • как отличить форс-мажор от хозяйственных рисков • что делать, если он все-таки произошел
Сохраняйте и делитесь с коллегами, пусть всегда будет под рукой! | | | |