Top.Mail.Ru
Постлогистика
блог о современной логистике
Полезное
В материале поясняем, что считается непреодолимыми обстоятельствами (они же форс-мажоры), а что — хозяйственными рисками перевозчика. 

Когда перевозчик не виноват: как доказать форс-мажор и не попасть на штраф
В логистике важно, чтобы все шло по плану и точно в срок. Но если груз не доехал, а виноватых нет — часто звучит ссылка на форс-мажор.

Только вот любое ЧП — еще не основание для освобождения от ответственности. Что действительно считается обстоятельствами непреодолимой силы, а что — нет?

Разбираемся в материале ниже!

*статья подготовлена совместно с транспортным юристом Сергеем Богатовым.
Что такое форс-мажор?
Форс-мажор (или обстоятельства непреодолимой силы) — это непредвиденные и неизбежные события, которые мешают исполнить обязательства по договору. Главное условие: даже если бы сторона очень старалась, она бы все равно не смогла выполнить свои обязанности.

С юридической точки зрения, чтобы сослаться на форс-мажор, нужно:
  • доказать, что событие действительно повлияло на исполнение договора;
  • подтвердить, что нельзя было заранее его предвидеть или предотвратить;
  • иметь официальное подтверждение (справки, режим ЧС и т.д.).

Разберем конкретные примеры — что действительно признается форс-мажором в грузоперевозках?
Что считается форс-мажором в грузоперевозках?
Стихийное бедствие, перекрывшее маршрут перевозки:
❗Главное: это должно быть официально зафиксировано — например, режим ЧС в регионе, постановление администрации, справка из МЧС или выписка с погодного портала.
Пример:

Водитель вез груз из Краснодара в Воронеж, но на подъезде к Воронежской области трассу перекрыло наводнение — вода смыла участок дороги, власти ввели режим ЧС. В таком случае перевозчик может доказать, что он не мог выполнить доставку — и не будет нести ответственность за срыв сроков.
Особый режим и чрезвычайная ситуация
Если регион становится недоступным для проезда или исполнение обязательств становится физически невозможным из-за ЧС — это квалифицируется как форс-мажор.
❗Главное: нужны документы, подтверждающие, что в регионе введен особый режим, ограничено движение или задействованы водители/транспорт.
Пример:

Компания должна была доставить груз, но началась эвакуация населения и перекрытие дорог. Перевозчик предоставил копию указа губернатора и официальное уведомление о запрете движения — форс-мажор признан обоснованным.
Забастовки, массовые протесты, перекрытия дорог
Если движение транспорта заблокировано из-за акций протеста, митингов, стихийных забастовок, и есть официальные сведения о перекрытии дорог — это тоже может быть признано форс-мажором.
Пример:

Водитель ехал по маршруту через Москву, но въезд на МКАД перекрыли протестующие дальнобойщики. Информация подтверждена сообщениями в новостях и выпиской с сайта ГИБДД — перевозчик не несет ответственность.
Запрет или ограничение движения на официальном уровне
Иногда местные или федеральные власти запрещают движение грузового транспорта по определенным маршрутам — например, из-за плохой погоды или ремонта. Если такой запрет документально подтвержден, это считается форс-мажором.
Пример:

По решению администрации Свердловской области временно ограничено движение большегрузов в дневное время — и рейс пришлось перенести. Постановление опубликовано на официальном портале, перевозчик не виноват в задержке. Однако если акт был опубликован заранее, а перевозчик с ним не ознакомился — вина перевозчика.
Карантинные меры и чрезвычайные санитарные ограничения
Если из-за эпидемий или других угроз здоровью запрещено въезжать/выезжать из региона, закрыты склады или логистические хабы — это может быть признано форс-мажором.
Пример:

Во время вспышки инфекции один из логистических хабов оказался в зоне карантина. Все въезды перекрыты, персонал эвакуирован. Перевозчик предоставил копию постановления Роспотребнадзора — причина уважительная, штрафы не применяются.
Что не считается форс-мажором?
Ситуации ниже — не непреодолимы. Они относятся к хозяйственным рискам, которые должен учитывать перевозчик при планировании и страховании.
Болезнь водителя
Это не освобождает перевозчика от ответственности — компания обязана предусмотреть замену.
Поломка автомобиля
Техническая неисправность — это зона ответственности перевозчика. Сломался двигатель — нужно чинить или менять машину.
Ошибки в документах
В случае, если груз не пропустили из-за неправильно оформленных документов — это не форс-мажор, а упущение логиста.
Пробки, задержки на границе, загруженность дорог
Если водитель застрял на границе на 12 часов — это риски перевозки, которые должны учитываться при планировании маршрута.
Отсутствие оплаты от клиента
Заказчик не перечислил аванс, а договор подписан — это не считается непреодолимой силой. Дальнейшие действия регулируются условиями контракта, а не понятием форс-мажора.
ДТП
Если в ДТП пострадал водитель, машина или груз — это не считается форс-мажором. Суд исходит из того, что ДТП — это хозяйственный риск перевозчика. Он должен учитывать его при планировании, страховании и ценообразовании.

Исключение — если авария произошла из-за внешнего непредотвратимого события (например, в авто врезался лось, выбежавший на трассу во время шторма) и это можно подтвердить документами.
❗Главное: чтобы признать ДТП форс-мажором, нужны доказательства, что перевозчик не мог повлиять на ситуацию. Но даже это не всегда спасает — такие случаи разбираются индивидуально.
Как действовать при наступлении форс-мажора?
1. Зафиксировать событие документально
Фото, видео, выписка из госреестров, метеоархивов, постановления — все пригодится.

2. Уведомить вторую сторону договора
Чем быстрее — тем лучше. Важно описать ситуацию, приложить документы и объяснить, почему обязательства не могут быть исполнены.

3. Согласовать новые условия исполнения
Когда ситуация разрешится, стороны могут пересогласовать сроки и продолжить работу. Главное — сохранить диалог и действовать по договору.

4. При необходимости — получить официальное заключение от ТПП
Торгово-промышленная палата может выдать заключение о наличии форс-мажора — это особенно важно в спорных ситуациях.
Кстати, в Умной Логистике можно вести переписку с заказчиком прямо в системе и сохранять все документы по рейсу — это важная функция для подобных ситуаций.

Хотите попробовать? Записывайтесь на бесплатную экскурсию по продукту — расскажем обо всем подробнее.
Ниже — краткая памятка:
• как отличить форс-мажор от хозяйственных рисков
• что делать, если он все-таки произошел

Сохраняйте и делитесь с коллегами, пусть всегда будет под рукой!