Top.Mail.Ru
Постлогистика
блог о современной логистике
Вопросы
Разбираемся с инициативой, которая может коснуться всех грузоперевозчиков РФ.

Последние два года государство стремится вывести логистику из серой зоны в правовое поле и активно работает над повышением прозрачности и цифровизацией транспортной отрасли. Одним из ключевых проектов в этом направлении стал законопроект о создании единого реестра перевозчиков «ГосЛог». Разбираемся, что это за система, когда ее планируют запустить и как это отразится на рынке.

Время чтения — 7 минут.
Что известно о «ГосЛог»?
В июле Госдума в первом чтении приняла законопроект о создании реестра грузоперевозчиков. Если его одобрят, то уже с 1 марта 2025 года в России может появиться единая база с полной информацией о каждой транспортной компании и обо всех перевозках внутри страны.

Важно отметить: законопроект касается только перевозчиков, которые осуществляют коммерческие перевозки на автомобилях массой более 3,5 тонн (ИП и юрлица). Экспедиторам в «ГосЛог» регистрироваться не придется — для таких компаний готовят собственный реестр.
Как будет работать «ГосЛог»?
Перевозчики должны будут размещать в реестре информацию о:

  • всех грузовиках в автопарке массой более 3,5 тонны (регистрационный номер, марку, модель, номер полиса ОСАГО и договор лизинга или аренды, если машина не в собственности);
  • перевозимых грузах;
  • территориях, на которых компания работает.
После регистрации в реестре перевозчик получит регистрационный номер. Информация о нем будет общедоступной, кроме адреса индивидуального предпринимателя.
Что изменится для перевозчиков?
Во-первых, компании, которые не зарегистрировались в реестре, не смогут осуществлять коммерческие перевозки. Работа без внесения в базу будет возможна только в случае, если рейс осуществляется для собственных нужд компании. Правда, чтобы воспользоваться этим правом, нужно будет предъявить документы, подтверждающие владение товаром — иначе у владельца машины будут проблемы с законом. То есть лазейкой этот пункт не является — зарегистрироваться придется каждому, кто хочет работать с грузоотправителями.

Во-вторых, зарегистрироваться в реестре смогут не все перевозчики. Нужно соответствовать критериям законодателя. Юрлица и ИП должны соблюдать все требования по поддержанию транспорта в исправном техническом состоянии и проведению медосмотра водителей. А еще:

  • у компании не должно быть долгов по налогам и сборам и просрочек по займам;
  • у владельца и руководителя транспортной компании не должно быть действующих судимостей за экономические, экологические и трудовые преступления, а также за нарушения правил безопасности дорожного движения;
  • в штате компании должен быть как минимум один специалист, отвечающий за соблюдение правил безопасности дорожного движения.
Самозанятых допустят к коммерческим перевозкам только транспортными средствами массой от 2,5 до 3,5 тонн.

В-третьих, если перевозчик скроет сведения о каком-то из транспортных средств, его исключат из реестра. А также, если водитель грузового автомобиля, который принадлежит организации, станет виновником смертоносного ДТП, компания тоже будет исключена из базы.
Если перевозчик, уже вошедший в реестр, нарушит требования, ему грозит штраф.
  • Для должностных лиц — от 50 до 100 тысяч рублей.
  • Для юридических лиц — от 200 до 400 тысяч рублей.
И, конечно, за нарушения компанию лишат прав осуществлять коммерческие перевозки на срок от 6 до 12 месяцев.
Для чего вообще нужен реестр?
Суть проекта — регулирование грузоперевозок на государственном уровне. Ниже — цели, о которых авторы законопроекта упомянули в пояснительной записке.

1. Борьба с «серыми» схемами
Предполагается, что новый закон поможет избежать уклонений от налогов. В пояснительной записке говорится о том, что сейчас «более 60% перевозок грузов осуществляются по серым схемам физлицами, которым владельцы грузовиков передают их в аренду с целью снижения налогов и ухода от ответственности». По оценкам экспертов, если вывести рынок из тени, можно собирать 450 миллиардов рублей дополнительных налогов в год.

2. Снижение аварийности
Авторы законопроекта считают, что реестр поможет снизить количество ДТП с участием грузовых автомобилей. По их мнению, причина тенденции роста аварийности кроется в отмене обязательного лицензирования в 2008 году. Теперь транспортным компаниям достаточно лишь уведомить власти о начале своей деятельности. Но по информации профильного комитета Госдумы, делают это только 20% собственников. Деятельность остальных компаний остается практически бесконтрольной. А реестр позволит контролировать соблюдение требований к техническому состоянию транспортных средств, квалификации водителей и соблюдению правил дорожного движения.

2. Обеление рынка
Крупные транспортные компании, соблюдающие законодательство, надеются, что закон поможет избавиться от недобросовестной конкуренции. По их словам, большая часть перевозчиков с небольшим автопарком не платят налоги и за счет этого сильно занижают стоимость своих услуг, создавая тем самым невыгодные условия для крупных транспортников. Введение реестра должно решить эту проблему, и такие компании будут играть по общим правилам или вовсе уйдут с рынка.
Возможности, которые должен будет давать «ГосЛог» участникам рынка
  • Электронный документооборот, в том числе со странами-партнерами. По словам экспертов, единая цифровая платформа ускорит и упростит документооборот в международном секторе. Унифицируется оформление разрешений, путевых листов и других необходимых для перевозок документов. Возможно, сократится время таможенного оформления и количество ошибок.
  • Повышение безопасности. В рамках работы реестра планируют использовать электронные навигационные пломбы. Это позволит отслеживать перемещение грузов и повысит безопасность грузоперевозок.
  • Улучшение качества услуг. Наличие информации о перевозчиках в едином реестре позволит грузовладельцам выбирать надежных и проверенных поставщиков услуг, что в свою очередь повысит качество доставки.
Риски для перевозчиков
Многие участники рынка отмечают недоработанность законопроекта и опасаются, что введение реестра может повлечь за собой дополнительные административные и финансовые нагрузки на компании.

Например, чтобы соответствовать требованиям реестра и продолжить работать, перевозчикам придется обновить автопарк и изменить работу с сопроводительными документами. В результате малый бизнес столкнется с падением рентабельности, и большинство небольших игроков может уйти с рынка. Это может привести к росту тарифов на грузоперевозки и росту цен на продукты для конечного потребителя.

К сожалению, оценить в полной мере последствия не удается, так как в законопроекте еще очень многое непонятно. Кто будет проверять, есть ли у конкретной машины право перевозить грузы? Кому откроют доступ к данным реестра? И нужно ли будет платить за использование реестра? Ответов на эти вопросы пока нет.
Что сейчас делать?
Тенденция последних лет говорит о том, что и в ближайшее время государство сохранит курс на регулирование рынка и будет искать способы контролировать перевозки.

Поэтому важно уже на этом этапе подготовиться к нововведениям и, возможно, начать приводить свою компанию в соответствие с новыми требованиями: например, разобраться с бухгалтерией, оплатить налоги и страховые взносы, нанять ключевых сотрудников в штат и подключить электронный документооборот.
Связанные статьи
Заработок на штрафах самокатчиков, такси без мигрантов и контроль за экспедиторами
26.06.2025
Как выстроить отношения с контрагентами в грузоперевозках и увеличить прибыль на 25–95%
24.06.2025
Штраф за перегруз: кто виноват и как избежать. Ответы юриста
23.06.2025
Автоматизация логистики под ключ: как помогаем грузовладельцам внедрить Умную Логистику
10.06.2025
Как изменится рынок грузоперевозок к 2030 году: 90% документов в цифре, прозрачность и Big Data для оптимальных решений
09.06.2025
ТОЛЬКО российские машины в такси, отмена штрафов за Платон, реестр ЭКСПЕДИТОРОВ
30.05.2025
Когда перевозчик не виноват: как доказать форс-мажор и не попасть на штраф
22.05.2025
Как грузовладельцы контролируют перевозки и экономят 90% времени?
06.05.2025
Минтранс поддержит ЭКСПЕДИТОРОВ?! Платон на ВСЕХ дорогах. Когда вырастут ставки на грузоперевозки?
29.04.2025
ТОП-3 отчета в Умной Логистике для транспортных компаний
04.04.2025
BMW от «Автотора», ритейлеры против просушки дорог и новые правила продажи авто
27.03.2025
Бойкот весенней просушке дорог, сбой работы «Платона» и массовый уход перевозчиков с рынка
27.02.2025
Закрытие дорог в 2025. График закрытия дорог на «просушку»
26.02.2025
Онлайн-штрафы за перевес, дефицит фур и лишение водителей трудовых гарантий
30.10.2024
Как не допустить кражу груза?
03.09.2024
Платон на региональных дорогах, тягачи больше не тянут, Лукойл попался за дорогой бензин
22.08.2024
Реестр грузоперевозчиков, штрафы за плохие дороги и открытие М-11 «Нева»
25.07.2024