Последние два года государство стремится вывести логистику из серой зоны в правовое поле и активно работает над повышением прозрачности и цифровизацией транспортной отрасли. Одним из ключевых проектов в этом направлении стал законопроект о создании единого реестра перевозчиков «ГосЛог». Разбираемся, что это за система, когда ее планируют запустить и как это отразится на рынке.
Время чтения — 7 минут.
|
|
|
В июле Госдума в первом чтении приняла законопроект о создании реестра грузоперевозчиков. Если его одобрят, то уже с 1 марта 2025 года в России может появиться единая база с полной информацией о каждой транспортной компании и обо всех перевозках внутри страны.
Важно отметить: законопроект касается только перевозчиков, которые осуществляют коммерческие перевозки на автомобилях массой более 3,5 тонн (ИП и юрлица). Экспедиторам в «ГосЛог» регистрироваться не придется — для таких компаний готовят собственный реестр.
|
|
|
Как будет работать «ГосЛог»?
|
|
|
Перевозчики должны будут размещать в реестре информацию о:
- всех грузовиках в автопарке массой более 3,5 тонны (регистрационный номер, марку, модель, номер полиса ОСАГО и договор лизинга или аренды, если машина не в собственности);
- перевозимых грузах;
- территориях, на которых компания работает.
После регистрации в реестре перевозчик получит регистрационный номер. Информация о нем будет общедоступной, кроме адреса индивидуального предпринимателя.
|
|
|
Что изменится для перевозчиков?
|
|
|
Во-первых, компании, которые не зарегистрировались в реестре, не смогут осуществлять коммерческие перевозки. Работа без внесения в базу будет возможна только в случае, если рейс осуществляется для собственных нужд компании. Правда, чтобы воспользоваться этим правом, нужно будет предъявить документы, подтверждающие владение товаром — иначе у владельца машины будут проблемы с законом. То есть лазейкой этот пункт не является — зарегистрироваться придется каждому, кто хочет работать с грузоотправителями.
Во-вторых, зарегистрироваться в реестре смогут не все перевозчики. Нужно соответствовать критериям законодателя. Юрлица и ИП должны соблюдать все требования по поддержанию транспорта в исправном техническом состоянии и проведению медосмотра водителей. А еще:
- у компании не должно быть долгов по налогам и сборам и просрочек по займам;
- у владельца и руководителя транспортной компании не должно быть действующих судимостей за экономические, экологические и трудовые преступления, а также за нарушения правил безопасности дорожного движения;
- в штате компании должен быть как минимум один специалист, отвечающий за соблюдение правил безопасности дорожного движения.
Самозанятых допустят к коммерческим перевозкам только транспортными средствами массой от 2,5 до 3,5 тонн.
В-третьих, если перевозчик скроет сведения о каком-то из транспортных средств, его исключат из реестра. А также, если водитель грузового автомобиля, который принадлежит организации, станет виновником смертоносного ДТП, компания тоже будет исключена из базы.
|
|
|
Если перевозчик, уже вошедший в реестр, нарушит требования, ему грозит штраф.
- Для должностных лиц — от 50 до 100 тысяч рублей.
- Для юридических лиц — от 200 до 400 тысяч рублей.
И, конечно, за нарушения компанию лишат прав осуществлять коммерческие перевозки на срок от 6 до 12 месяцев.
|
|
|
Для чего вообще нужен реестр?
|
|
|
Суть проекта — регулирование грузоперевозок на государственном уровне. Ниже — цели, о которых авторы законопроекта упомянули в пояснительной записке.
1. Борьба с «серыми» схемами
Предполагается, что новый закон поможет избежать уклонений от налогов. В пояснительной записке говорится о том, что сейчас «более 60% перевозок грузов осуществляются по серым схемам физлицами, которым владельцы грузовиков передают их в аренду с целью снижения налогов и ухода от ответственности». По оценкам экспертов, если вывести рынок из тени, можно собирать 450 миллиардов рублей дополнительных налогов в год.
2. Снижение аварийности
Авторы законопроекта считают, что реестр поможет снизить количество ДТП с участием грузовых автомобилей. По их мнению, причина тенденции роста аварийности кроется в отмене обязательного лицензирования в 2008 году. Теперь транспортным компаниям достаточно лишь уведомить власти о начале своей деятельности. Но по информации профильного комитета Госдумы, делают это только 20% собственников. Деятельность остальных компаний остается практически бесконтрольной. А реестр позволит контролировать соблюдение требований к техническому состоянию транспортных средств, квалификации водителей и соблюдению правил дорожного движения.
2. Обеление рынка
Крупные транспортные компании, соблюдающие законодательство, надеются, что закон поможет избавиться от недобросовестной конкуренции. По их словам, большая часть перевозчиков с небольшим автопарком не платят налоги и за счет этого сильно занижают стоимость своих услуг, создавая тем самым невыгодные условия для крупных транспортников. Введение реестра должно решить эту проблему, и такие компании будут играть по общим правилам или вовсе уйдут с рынка.
|
|
|
Возможности, которые должен будет давать «ГосЛог» участникам рынка
|
|
|
- Электронный документооборот, в том числе со странами-партнерами. По словам экспертов, единая цифровая платформа ускорит и упростит документооборот в международном секторе. Унифицируется оформление разрешений, путевых листов и других необходимых для перевозок документов. Возможно, сократится время таможенного оформления и количество ошибок.
- Повышение безопасности. В рамках работы реестра планируют использовать электронные навигационные пломбы. Это позволит отслеживать перемещение грузов и повысит безопасность грузоперевозок.
- Улучшение качества услуг. Наличие информации о перевозчиках в едином реестре позволит грузовладельцам выбирать надежных и проверенных поставщиков услуг, что в свою очередь повысит качество доставки.
|
|
|
Многие участники рынка отмечают недоработанность законопроекта и опасаются, что введение реестра может повлечь за собой дополнительные административные и финансовые нагрузки на компании.
Например, чтобы соответствовать требованиям реестра и продолжить работать, перевозчикам придется обновить автопарк и изменить работу с сопроводительными документами. В результате малый бизнес столкнется с падением рентабельности, и большинство небольших игроков может уйти с рынка. Это может привести к росту тарифов на грузоперевозки и росту цен на продукты для конечного потребителя.
К сожалению, оценить в полной мере последствия не удается, так как в законопроекте еще очень многое непонятно. Кто будет проверять, есть ли у конкретной машины право перевозить грузы? Кому откроют доступ к данным реестра? И нужно ли будет платить за использование реестра? Ответов на эти вопросы пока нет.
|
|
|
Тенденция последних лет говорит о том, что и в ближайшее время государство сохранит курс на регулирование рынка и будет искать способы контролировать перевозки.
Поэтому важно уже на этом этапе подготовиться к нововведениям и, возможно, начать приводить свою компанию в соответствие с новыми требованиями: например, разобраться с бухгалтерией, оплатить налоги и страховые взносы, нанять ключевых сотрудников в штат и подключить электронный документооборот.
|
|
|
|