Top.Mail.Ru
Постлогистика
блог о современной логистике
Новости
Что изменилось для перевозчиков, водителей и экспедиторов за месяц

Новости декабря:

За гирлянду на автомобиле могут лишить прав
Украшать машины гирляндой не запрещено, но если сделать это неправильно, можно получить штраф или даже лишиться прав. Чтобы избежать этого, нужно соблюсти условия:

  • Гирлянда не должна мешать обзору и работе автомобиля. 
Ее нельзя вешать на лобовое и боковые стекла, на зеркала. Она не должна закрывать фары, поворотники, стоп-сигналы и госномер. 

  • Есть ограничения по цвету: спереди нельзя красные огни, сзади — белые и желтые. 
Если свет гирлянды напоминает мигалки спецслужб, водителя могут лишить прав на срок от года до полутора лет. 
С 2026 года на дорогах появится более 60 новых дорожных знаков
С 1 января 2026 года в правилах дорожного движения появятся десятки новых знаков  — изменения закрепят в обновленном ГОСТе.

Среди новинок — знак «Глухие пешеходы», таблички со способом оплаты парковки через приложение или SMS, а также «Стоп-линия» для мест, где невозможно нанести разметку. И это лишь часть списка.

По мнению экспертов, новые знаки должны упорядочить движение самокатов и другой мобильной техники, повысить безопасность пешеходов и сделать городское движение более логичным.

Многие из этих решений уже тестировали в Москве. Теперь их вводят официально и распространяют на всю страну.
Камеры с ИИ начали фиксировать новый вид нарушений
В Москве камеры начали фиксировать остановку в местах, где автомобиль мешает движению.

Потенциальных нарушителей ловят, даже если рядом нет знака или разметки. Речь, например, о блокировке выездов со стоянок или пешеходных проходов. Штраф за такое нарушение — 3 000 ₽.

Фиксация проходит в несколько этапов: сначала камера с ИИ выявляет автомобиль, который долго стоит и создает помехи. Затем запись проверяет сотрудник ЦОДД — чтобы убедиться, что остановка не была вынужденной, например из-за поломки.

Окончательное решение о штрафе принимает ГИБДД. В ЦОДД подчеркивают: если ситуация выглядит спорной, постановление не выносят.
Электронные знаки получат приоритет в ПДД
Готовят обновление правил дорожного движения. Электронные знаки и табло предлагают сделать приоритетными — именно они будут задавать условия движения на конкретном участке дороги. Так что за нарушение по электронным знакам будут штрафовать.
Парковки у социальных объектов хотят сделать бесплатными на новогодние праздники
Такую инициативу предложил лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов. Речь идет о стоянках возле больниц, школ, детских садов и бассейнов. В список также предлагают включить детские парки, катки, горки и аттракционы — места, куда в праздники семьи часто приезжают на машинах.

При этом автор инициативы подчеркивает: нужны ограничения, чтобы парковки не занимали все подряд, а бесплатный доступ получали те, кто действительно едет по назначению — в больницу, на тренировку или на каток.

Так что если вопрос парковок для вас актуален, стоит следить за региональными новостями.
Чиновников призвали платить штрафы за нарушения ПДД
В начале декабря в Совфеде обсуждали возможность защитить депутатов, сенаторов и судей от штрафов, выписанных в автоматическом режиме. Лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов с этим не согласился и заявил: «Камера не инспектор, перед ней не побыкуешь, не сунешь под нос красную книжечку. Ей все равно, кто за рулем, и это очень правильно! Пусть так и дальше будет». Он подчеркнул, что речь идёт о поездках на личных автомобилях.

При этом на практике многие чиновники уже получают «письма счастья» на общих основаниях. В действующем законодательстве нет четко прописанных норм, которые освобождали бы их от автоматических штрафов.
За дорожные разборки предлагают сажать в тюрьму
Депутаты Госдумы предложили ужесточить ответственность за агрессивное поведение на дороге. «Дорожные разборки» хотят квалифицировать по статье 213 УК РФ — «Хулиганство». Максимальное наказание по ней — до восьми лет лишения свободы.

Авторы инициативы объясняют позицию так: дорога — зона повышенного стресса, и агрессия одного водителя легко провоцирует цепную реакцию. Это приводит к нарушениям, авариям и, в худшем случае, к гибели людей.

По замыслу депутатов, новая мера должна сделать безопаснее не только дороги, но и дворы, парковки и прилегающие территории.
В 2026 году грузоперевозки подорожают, часть компаний может уйти с рынка
2026 год для рынка грузоперевозок обещает быть непростым. Эксперты прогнозируют рост себестоимости примерно на 12% — и выдержат его не все игроки.
Основные причины — подорожание дизеля более чем на 10%, рост затрат на ремонт до 20% и очередная индексация тарифов «Платона». Все это напрямую давит на экономику перевозчиков.

Отдельный фактор — цифровизация. С сентября станет обязательной электронная транспортная накладная, а с марта экспедиторов обяжут проверять грузы на специальном оборудовании. Стоимость такой техники начинается от 2 млн рублей и в отдельных случаях доходит до 95 млн — для небольших компаний это неподъемные инвестиции.

Эксперты советуют готовиться заранее. Компании, которые уже перешли на электронный документооборот, смогут сократить издержки до 2%. А тем, кто все еще работает с бумагой, переход может, наоборот, увеличить расходы на 15−17% — из-за доработки IT-систем и обучения персонала.

Чтобы сделать переход на ЭТрН комфортнее, мы продумали специальные условия. При подключении Умной Логистики до 31 декабря 2025 года ЭТрН будет бесплатной весь 2026 год. 

В результате рынок может сократиться на 7−10%, а тарифы для клиентов вырасти на 15−18%. Впрочем, часть аналитиков ожидает более мягкий сценарий — около 2% роста в первой половине года.
С 1 марта 2027 года заработает реестр грузоперевозчиков
Госдума приняла закон о создании единого реестра грузоперевозчиков. С 1 марта 2027 года в нем должны будут зарегистрироваться самозанятые, ИП и компании с грузовиками массой от 2,5 до 3,5 тонн. Регистрация будет проходить на специальной цифровой платформе.

Идея проста — вывести рынок из тени. Сейчас, по оценкам экспертов, более 60% перевозок проходят в серую, рейсы выполняют физлица, которые не платят налоги. Власти рассчитывают, что реестр поможет обелить отрасль и принесет бюджету до 450 млрд рублей налогов в год.

Закон начнет действовать после одобрения Советом Федерации и подписи президента.
Номерные двойники продолжают подставлять перевозчиков
Добросовестные транспортные компании все чаще получают штрафы за нарушения, которые совершают автомобили-двойники. Мошенники копируют госномера, а «письма счастья» приходят их настоящим владельцам.

Недавно одной ТК выписали штраф 7 500 ₽ за въезд грузовика на МКАД без пропуска. Проблема в том, что реальный тягач в этот момент находился в Китае — это подтвердили данные телеметрии. На фото с камеры не было и фирменного логотипа перевозчика. Компании пришлось подключать юристов, чтобы доказать невиновность. Они собрали данные геолокации, сведения из «Платона» и таможенные документы, отправили их через сайт ГИБДД, и через неделю штраф отменили.

Эксперты объясняют, откуда берутся «двойники». Чаще всего — из-за утечек данных из официальных баз или когда компании передают копии документов контрагентам. По этим данным делают поддельные номера, и на дороги выходят клоны — без страховки, техосмотра и оплаты проезда в системе «Платон».
Бизнес выступил против повышения тарифов «Платона»
17 отраслевых объединений обратились к Правительству с просьбой заморозить рост тарифов системы «Платон» в 2026 году. По их оценке, повышение ставки на 63% станет для перевозчиков критической нагрузкой.

Представители отрасли отмечают, что рынок уже работает на грани рентабельности. В 2025 году себестоимость перевозок выросла примерно на 20%, а в 2026 ожидается дальнейший рост. В результате малые компании могут не выдержать нагрузки, а тарифы для заказчиков вырастут на 15−17%.

Особенно чувствительным повышение называют для агропромышленного комплекса. Логистика сильно влияет на стоимость продуктов, а рентабельность в этом секторе минимальна. Это значит, что рост затрат перевозчиков быстро отразится на ценах в магазинах.

В Минтрансе объясняют индексацию тем, что дорожает ремонт и содержание федеральных трасс. Бизнес в ответ предлагает искать другие источники финансирования — например, учитывать, что только акцизы на дизель в прошлом году принесли бюджету около 240 млрд рублей.
В Забайкалье расстреляли пункт весогабаритного контроля
Под Читой неизвестные расстреляли автоматический пункт весогабаритного контроля. Возбуждено уголовное дело, виновных ищут.

Министр транспорта края заявил, что такие пункты нужны прежде всего для контроля перевозок, а не для пополнения бюджета. При этом перевозчики, особенно работающие с углем, уже не раз жаловались на работу пункта весогабаритного контроля и штрафы.

Наказание за перегруз серьезное — до 600 000 ₽ за одну машину. По словам министра, это чувствительно для бизнеса, но требования закона остаются прежними. Груз можно делить и перевозить в несколько рейсов, чтобы избежать перегруза.
Продажи российских грузовиков растут на фоне падения рынка
Рынок тяжелых грузовиков в России заметно просел. За 11 месяцев 2025 года продажи машин массой свыше 16 тонн снизились на 56%. На этом фоне меняется структура рынка: доля российских производителей выросла с 20% до 36%, а китайских брендов — сократилась с 70% до 53%.

Эксперты называют несколько причин. Во-первых, утилизационный сбор дает отечественным маркам ценовое преимущество. КамАЗ стал лидером продаж с долей около 30%. Во-вторых, китайские производители столкнулись с регуляторными ограничениями — часть моделей не допускают к продаже в России.

В целом рынок продолжает падать. На него давят высокие кредитные ставки и большие складские запасы техники у дилеров и лизинговых компаний. При этом доля российских брендов продолжает расти — эксперты ожидают, что этот тренд сохранится на фоне курса на импортозамещение и локализацию производства.
Смотрите выпуск новостей за декабрь ниже или на нашем YouTube-канале и делитесь с коллегами!
 
Связанные статьи
Электронная транспортная накладная, новая ставка НДС 22% и система выписки претензий заказчику
10.12.2025
Как пережить декабрь и подготовиться к 2026 году в грузоперевозках
03.12.2025
Как контролировать все склады, чтобы избежать недостач и расхождений в документах
19.11.2025
Экспедиторская расписка: чем отличается от накладной и поручения, как оформлять и хранить по закону
13.11.2025
Опыт основателей Арион и Лагранж с оборотом 11 млрд на двоих
13.11.2025
Telegram-бот для управления транспортной компанией: мгновенные отчеты, загрузки и рыночные тарифы на перевозки всегда под рукой
11.11.2025
Как составить претензию заказчику за 1 минуту, чтобы получить оплату
22.10.2025
Как меняются рыночные тарифы на грузоперевозки: анализ и прогноз до конца 2025
20.10.2025
Рекомендации ставок на основе Big Data, закрытие заказов по весу и автоматические значения в бюджетировании
15.10.2025
Как контролировать работу ТС и загружать парк без накладок в расписании
14.10.2025
Штраф 22 МЛН дальнобойщикам, «Блатные» номера на Госуслугах, Рост НДС и ОСАГО
01.10.2025
Все расчеты в одном месте без сложных таблиц: платежный календарь в Умной Логистике
18.09.2025
Как рассчитывать выгодные ставки на перевозки с помощью больших данных
16.09.2025
Рассчитываем прибыльность рейса за минуту: инструмент, который поможет перевозчику и экспедитору
09.09.2025
Электронные перевозочные документы: что это такое, когда станут обязательными и как подготовиться
05.09.2025
ЭДО в логистике: зачем, выгодно ли и когда станет обязательным
29.08.2025
ОМОН в офисе ТК, 86 миллионов за разрыв НДС, 3 500 000 миллиона за кражу топлива
27.08.2025
Что происходит с документооборотом в логистике: от ЭДО до ГИС ЭПД
22.08.2025
Отбор подходящих перевозчиков в RFI, гибкий контроль ставок (RFQ) и новые возможности поиска машин
20.08.2025
Найти и загрузить: как поиск машин в Умной Логистике помогает экономить время и деньги
14.08.2025