Новости логистики за 7 минут: ⚡️ Платон подорожает, штрафы за неисправности ТС и отсрочка по уплате взносов для транспортных компаний
Постлогистика
блог о современной логистике
Вопросы
Мы поговорили с представителями транспортных компаний о последствиях санкций для их бизнеса, текущих трендах и о том, к каким изменениям стоит готовиться в следующем году.

Санкции оказали серьезное воздействие на все сферы экономики, крайне ощутимо они прошлись по доставке грузов: Евросоюз закрыл границы для перевозки товаров, рухнул рынок новых автомобилей, прекратились поставки оригинальных запасных частей. Однако перевозчики продолжали работать, искать пути развития и наращивать обороты.

Узнали у представителей транспортных компаний, что им помогло, какие тренды для себя они выявили в 2022 году, и к чему стоит готовиться участникам рынка грузоперевозок в 2023. Подробности — ниже.



Быстров.png

«Главный тренд сейчас, как мне кажется, — минимизация расходов. Раньше мы всегда строили финансовую модель на будущее: планировали развитие автопарка и покупку более свежей техники. Сейчас, конечно, пришлось затянуть пояса потуже.

Как директор транспортной компании, могу сказать, что отрасль сейчас скорее на грани выживания. И мой двенадцатилетний опыт в логистике подсказывает, что 2023 год ничего не изменит. Скорее всего это будет просто еще один год выживания. Особенно для владельцев транспорта: техника дорожает, запчастей на рынке практически нет. Поэтому на ближайший год мы пока ставим перед собой цель сохранить уже имеющийся автопарк и максимально минимизировать расходы. 

Что касается импорта, в принципе, на сегодняшний день картина уже ясна. Большой поток грузов сейчас идет через порты Дальнего Востока. Но дальше только один путь — железная дорога. Тут, конечно, нет выбора поставщика. Но хотя бы этот маршрут уже проложен и обкатан. И в 2023 году здесь никаких изменений не произойдет. 

Group 427318629.png

Я прогнозирую, что чуть больше начнут использовать порты Санкт-Петербурга. Сейчас они пустые, и там много машин, которые ждут работы. Но каких-то больших развитий импорта не предвидится, пока не снимут санкционные ограничения, либо пока мировое сообщество не придумает какие-то иные пути. 

Что касается внутренней логистики, то на рынке сейчас высокая конкуренция. Разные транспортные компании готовы чуть ли не себе в убыток возить груз. Это «работа ради работы». Мы сконцентрировались на определенных компаниях и стараемся увеличить их список. И в такой высококонкурентной среде нужно еще больше внимания уделять качеству оказываемого сервиса: своевременно подавать машину, доставлять грузы в срок и без происшествий. 

К сожалению, правительство никаких существенных мер поддержки не ввело. Все транспортные компании встали в режим защиты активов, без их особого преумножения. Поэтому, подводя итог всему вышесказанному: тренд на 2023 год — выживание. Все, кто смогут сохранить свои активы к концу следующего года, будут в дальнейшем, так скажем, у руля».

   
Белоусов.png

«Предположения относительно будущего всегда рискованны, но я доверяю своей предпринимательской чуйке. Как мне кажется, главный тренд этого и следующего года — цифровизация. Компаниям, которые до сих пор ведут управленческий учет в тетради или в «экселевской» табличке, будет не просто сложно конкурировать с другими игроками, но и в целом выжить на рынке.

Мы вообще в своей компании объявили следующий год годом «цифры». Причем под словом «цифра» я подразумеваю и рост финансовых показателей нашей компании, и внедрение новых технологий. Во-первых, в 2023 году мы хотим увеличить оборот компании до 1 миллиарда рублей. Во-вторых, планируем запустить собственный IT-продукт для логистов. Пока не буду раскрывать все подробности.

цитата 2.png

Второй важный тренд не только в логистике, но и в любом бизнесе — непрерывное обучение. Специалистам необходимо регулярно проводить «апгрейд» собственных компетенций, иначе они рискуют «выпасть» из рынка. 
Я вообще считаю, что будущее российской логистики за так называемыми самообучающимися организациями. Они способны автоматизировать процессы и непрерывно меняться для достижения своих бизнес-целей, эффективно создавая и делясь знаниями внутри. 

Если говорить о развитии импорта, то, на мой взгляд, тут всегда будут находиться какие-то лазейки. К тому же, вопрос сейчас стоит не так остро, на мой взгляд. Отечественные предприниматели активно развивают импортозамещение. И я горжусь, что эти ребята видят и используют возможности». 


галайба.png
«В этом году мы большое внимание уделили HR-процессам: от найма персонала до их адаптации. Люди — наш главный актив. Поэтому мы растим сотрудников не только профессионально, но и эмоционально. Я считаю, что развитие эмоционального интеллекта — главный тренд последних двух лет.

Чем выше эмоциональный интеллект сотрудников и самого руководителя, тем более производительной становится компания, а внутренняя «экосистема» — благоприятнее. Ведь эмоции — ценные инструменты человеческих отношений, в том числе и рабочих. 

Следующий важный тренд — автоматизация логистических процессов. Мы всегда стараемся упростить бизнес-процессы и освободить руки логиста, чтобы он мог больше времени посвятить работе с клиентом. 
Из этого вытекает следующая тенденция — активное внедрение CRM-систем. В идеале, конечно, иметь одну программу. Но пока мы работаем в двух: в своей собственной и в Умной Логистике. 

цитата 3.png

Кстати, мы тут активно занимаемся разработкой калькулятора для расчета стоимости перевозок. Он уже работает в простой версии для клиентов на сайте. Но мы сейчас с программистами дорабатываем его. Это поможет ускорить работу отдела продаж, отдела логистики и упростить клиенту жизнь: ему не придется ждать обратную связь от логиста, он сам все быстро посчитает. 

Еще сейчас [для экспедитора] на первый план выходят перевозчики. Сервис для перевозчиков должен быть наравне с сервисом для заказчиков. Для перевозчиков важны: быстрая оплата, гарантия оплаты и комплексное сопровождение груза. Поэтому создание конкурентного предложения для них — одна из ключевых задач сейчас. 

В целом я вижу желание предпринимателей развиваться. Да, пока давление внешних факторов замедляет развитие. Но в целом тенденция положительная. Мы сами хотели бы выйти на международный рынок: нам интересны Казахстан и Узбекистан. Надеюсь, в ближайшее время условия для сотрудничества с этими странами станут еще благоприятнее, и мы сможем развиваться в этих направлениях. 

Подводя итог, хочу сказать: все тренды про то, что нужно меняться. Если мы не будем подстраиваться под новые условия, мы будем проигрывать. Поэтому важно оставаться максимально гибкими».


дмитрий степанов.png


«Начнем с того, что 2022 год начался довольно позитивно, по крайней мере, для нашей компании. Но после февральских событий цены на автомобильные грузоперевозки пошли вниз. Контрактов стало меньше, а свободного транспорта — больше. Перевозчикам экстренно пришлось искать, чем загружать машины. В течении всего года (до октября) цены на грузоперевозки были очень низкие. Перевозчики недополучили прибыль, на которую они рассчитывали.

Другая проблема — обновление автопарка. Из-за санкций многие транспортные компании не смогли приобрести европейскую технику. Например, наши поставщики сразу разорвали контракты. Мы тогда сразу предсказали дефицит транспорта к концу года. Так и произошло. Так же множество машин задействовано в перевозке грузов в новые регионы нашей страны. Очень много гос. контрактов в эти регионы с хорошими ценами. Соответственно, дефицит транспорта еще больше усиливается, и на этом фоне сейчас наблюдается колоссальный рост цен на перевозки. Приходится очень много времени уделять общению с клиентами и пояснять текущую ситуацию на рынке перевозок.

цитата 4.png

Я думаю, после нового года все более-менее стабилизируются. Сейчас многие покупают китайские «Ситраки», поэтому к февралю-марту машин должно стать гораздо больше. И, уверен, к этому времени цены тоже скорректируются. 

А вообще, смотря уже на всю картину в целом, весь этот год я считаю был хорошим. Я уверен, что грузооборот в стране восстановился и даже увеличился. По крайней мере, я ориентируюсь на нашу компанию. Но думаю, что внутри страны тенденции совпадают с нашими показателями. По крайней мере, я на это надеюсь. И надеюсь, что все перевозчики в высокий сезон наверстали то, что не заработали в течении года. Поздравляю всех с наступающим новым годом, желаю всем амбициозных планов на следующий год, прибыльной и благодарной работы».



2022 год заставил компании перестроить все процессы — от поиска заказчиков до найма персонала. Как уже выше отметили спикеры, главными трендами уходящего года были автоматизация и максимальное развитие уровня сервиса. В 2023 эта тенденция сохранится. Будет выигрывать тот, кто способен обеспечить клиенту наиболее комфортный сервис и быстро подстраиваться под новые условия.

Прибыльных перевозок в новом году!