Top.Mail.Ru
Постлогистика
блог о современной логистике
Новости
Какие изменения произошли в сфере транспорта и логистики?

Нет здоровья — нет прав
Скоро водителей смогут лишать прав из-за проблем со здоровьем. ГАИ и Минздрав договорились об автоматическом обмене данными. Если врачи зафиксируют серьезное заболевание, которое несовместимо с вождением, водителя направят на внеочередную медкомиссию. Диагноз подтвердится — права аннулируют.

Пройти медкомиссию нужно будет в течение трех месяцев. Не явился — права тоже могут аннулировать. Если после этого человек все равно сядет за руль — штраф до 15 тысяч рублей и эвакуация автомобиля.

Эксперты в целом поддерживают инициативу: за 10 лет у человека может кардинально измениться состояние здоровья. Но предупреждают — без надежной цифровой связи между ведомствами все это будет работать с перебоями.
Для такси — только отечественное
С 1 марта 2026 года таксопарки больше не смогут покупать иномарки — только российские автомобили, модели неважны. Владимир Путин уже подписал соответствующий закон. Оценивать, «насколько» авто отечественное, будет Минпромторг по специальной балльной системе.

Также в такси разрешат использовать модели, которые собрали по специнвестконтракту — государство дает льготы, а автопроизводитель обязуется собирать машины в России из отечественных деталей. Эта норма будет действовать до 2033 года.

Регионы с особой логистикой получат отсрочку: до 2028 года — Калининград и Сибирь, до 2030 — Дальний Восток.

Таксопарки уже предупреждают о росте расходов. А значит, в будущем не исключено повышение цен на поездки.
Штрафов — больше, чем планировали
С 1 января увеличили штрафы за превышение скорости. Теперь разбег от 750 до 7 500 рублей. Раньше минимальный штраф составлял 500 рублей, а максимальный — 5 000. Скидка на быструю оплату стала меньше: теперь не 50%, а 25%. Но срок оплаты увеличился — с 20 до 30 дней.

Изменилось и распределение денег: 25% от штрафов теперь идет в федеральный бюджет, остальное — регионам.

За первый квартал автовладельцы заплатили 23 млрд рублей. А по итогам года в казну может поступить почти 53 млрд — вместо запланированных 6,4.

97 депутатов уже направили запрос в Конституционный суд — проверить, насколько это законно. Пока неизвестно, повлияет ли это на ситуацию.
Пропуск фур — за 10 минут. Правда?
Минтранс планирует, что к 2030 году фуры будут проходить границу не дольше 10 минут. Это международный стандарт, но пока в реальности проверка может затягиваться на часы из-за перегруженности пунктов пропуска и ручной работы с документами.

Инициатива входит в нацпроект «Инфраструктура для жизни». Об этом сообщил вице-премьер Марат Хуснуллин. Цель — ускорить движение и снизить нагрузку на дороги. Если проект реализуют, это поможет не только разгрузить границу, но и сократить сроки доставки.
Б/у запчасти в законе
Ремонт по ОСАГО все чаще затягивается: только 7% автосервисов укладываются в 30 дней. Остальные месяцами ждут нужные детали, которых не хватает из-за санкций.

Почти 75% автовладельцев не против восстановленных деталей, если это ускорит ремонт. Но сейчас решение принимает только владелец машины. Страховщики предлагают ввести единые правила: четко прописать в законе, какие б/у детали можно ставить и по каким стандартам. Если этого не сделать, процесс станет хаотичным и может сказаться на безопасности автомобилей.
«Платон», глушилки и штрафы
Водители жалуются, что из-за глушилок «Платон» ошибается и выписывает незаслуженные штрафы. Ространснадзор отреагировал — уже отменили 20% таких штрафов. Еще в 20% случаях отказали.

В ведомстве считают, что в 70% случаев сбои не при чем — многие жалобы приходят из регионов, где глушилок нет.

Проблему решают. Часть рамок теперь умеет определять помехи и временно отключаться, чтобы не штамповать штрафы.
Экспедиторы — в реестр
С марта 2026 года экспедиторы должны будут зарегистрироваться в государственном реестре. Законопроект прошел второе чтение. Без регистрации — штраф от 100 до 300 тысяч рублей, при повторном нарушении — до миллиона.

Вести реестр будут на платформе «ГосЛог». Регистрация бесплатная: компании подают заявление через Госуслуги и подтверждают, что у руководителя нет судимости и долгов, а сама организация не нарушала экспедиторских обязанностей минимум год. Если приложить документы сразу — регистрация займет один рабочий день, если нет — до семи.

С 1 сентября 2026 года введут обязательный электронный документооборот: все экспедиторские документы и грузовые накладные для перевозок по земле и воздуху нужно будет оформлять через систему ГИС ЭПД.

Экспедиторы также будут обязаны:
 - запрашивать у клиента всю информацию о грузе и условиях перевозки;
 — хранить договоры и сопроводительные документы на территории РФ в течение трех лет;
 — передавать груз на проверку, если он ограничен в обороте (например, боеприпасы, валюта, ценные бумаги), а разрешений у клиента нет.
Один документ на все
С 1 сентября при мультимодальных перевозках (если задействовано два и более вида транспорта) станет обязательным единый транспортный документ — ЕТД. Его можно будет оформить как на бумаге, так и в электронном виде.

В ЕТД должны быть прописаны:
 — данные перевозчика;
 — предмет договора;
 — маршрут;
 — данные пассажира или грузоотправителя;
 — сведения о ручной клади, багаже или грузе;
 — условия перевозки для каждого вида транспорта;
 — данные грузополучателя;
 — особые отметки;
 — размер платы;
 — служебные данные перевозчика.

Так Минтранс планирует упростить документооборот и навести порядок в перевозках со сменой транспорта внутри страны.
Документы — в цифре
С 1 сентября 2026 года часть перевозочных документов нужно будет оформлять только в электронном виде. Это касается:
 - накладных для авиа- и железнодорожных перевозок,
— накладных и заявок для автотранспорта,
— всех экспедиторских документов.

Оформлять и отправлять их придется через ГИС ЭПД — госсистему, которую раньше использовали только в автологистике. Теперь она станет единой платформой для документооборота по всем видам транспорта. Законопроект принят во втором чтении.
Поставщиков защитят от штрафов
С 1 сентября 2025 года торговые сети не смогут оштрафовать поставщика, если последний откажется везти товар в том количестве, которое не согласовали заранее. Например: по договору должны были поставить 1 000 штук, а привезли только 800 без оформления допсоглашения — за недопоставку штраф взыскать нельзя.

До 1 марта 2026 года все договоры нужно привести в соответствие с новыми правилами. Иначе они автоматически станут недействительными.
Поставщиков защитят от штрафов
С 1 сентября 2025 года торговые сети не смогут оштрафовать поставщика, если последний откажется везти товар в том количестве, которое не согласовали заранее. Например: по договору должны были поставить 1 000 штук, а привезли только 800 без оформления допсоглашения — за недопоставку штраф взыскать нельзя.

До 1 марта 2026 года все договоры нужно привести в соответствие с новыми правилами. Иначе они автоматически станут недействительными.
А еще:

  • Наказание за блокировку проезда скорой ужесточат.
  • Цены на бензин с 13 по 19 мая выросли на 0.09%.
  • Роботы-доставщики — наравне с велосипедистами.
  • Средняя зарплата в России достигла нового рекорда.

Об этом и не только — в новом видео. Смотрите здесь или в VK видео, чтобы быть в курсе последних изменений.