Top.Mail.Ru
Постлогистика
блог о современной логистике
Полезное
Цифровизация в логистике меняет правила игры. С 1 сентября 2026 года электронные перевозочные документы (ЭПД), включая электронную транспортную накладную, станут обязательными для всех.

Переход в цифру требует времени и вложений. Участникам рынка грузоперевозок нужно обучить сотрудников, настроить систему, а экспедиторам — еще и узнать их место в цепочке обмена документами.

Вместе с экспертами отрасли из ФНС, ЗИТ (Минтранс), АЦТЛ, Монополии, Контура и Астрала разобрались, в чем преимущества ЭТрН для бизнеса и как внедрить ее без лишних затрат (спойлер: можно за 3 дня) и что делать экспедиторам с новыми требованиями закона.
ЭТрН 2026: что меняется в законе и на рынке
Государство переводит логистику в цифру:
  • Уже идет разработка национальной транспортно-логистической платформы страны ГосЛог.
  • Работает государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). 
Для перевозок алкоголя уже начался переход на электронные перевозочные документы, а с 1 сентября 2026 года ЭПД, включая ЭТрН, станут обязательными для всех. 

Законодательная база уже готова — это 140-ФЗ, который вносит изменения в № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Вот ключевые изменения.
С 1 марта до 1 мая 2026 года

Экспедиторам нужно собрать документы, проверить соответствие требованиям  и зарегистрироваться в реестре экспедиторов на платформе ГосЛог.

Чтобы не пропустить старт регистрации и подготовиться к ней грамотно, подпишитесь на канал Умной Логистики. Там расскажем, как и когда действовать.

С 1 сентября 2026 года

Электронная транспортная накладная станет обязательной для всех участников рынка грузоперевозок. Минтранс позже определит исключения. 

ЭТрН будет направляться через операторов ИС ЭПД в государственную информационную систему перевозочных документов. После этого документы в ГИС ЭПД будут доступны контролирующим органам: МВД России, Минтрансу, Минцифры, ФНС, Ространснадзору.

Чем раньше компания перейдет на ЭТрН, тем больше времени и денег сэкономит. Начать раньше — значит получить преимущество сейчас. 

С готовым решением от Умной Логистики это удобно сделать за 3 дня. Приходите на бесплатную экскурсию — расскажем, как ЭТрН работает на практике.
Что такое ЭТрН, как выглядит и как работает
Электронная транспортная накладная (ЭТрН) — вид электронного перевозочного документа. Ее оформляют для коммерческих автоперевозок, чтобы подтвердить факт перевозки груза. ЭТрН заменяет:
  • транспортную накладную;
  • товарно-транспортную накладную;
  • сопроводительную ведомость.
ЭТрН не нужна, если компания перевозит груз своим транспортом.
Что такое титулы в ЭТрН и как их подписывают
Документ состоит из разделов — титулов. Четыре обязательных подписывают в строгой последовательности:

  1. Первый — для грузоотправителя. Он указывает данные о сторонах перевозки, водителе и грузе, условиях договора и сопроводительных документах.
  2. Второй — подписывает перевозчик на погрузке. Он может внести замечания по погрузке: например, о весе.
  3. Третий — для грузополучателя. Он вносит сведения о приеме груза и его состоянии.
  4. Четвертый — подписывает перевозчик при сдаче груза и, если нужно, вносит замечания по выгрузке.

Четыре опциональных титула фиксируют:

  • итоговую стоимость перевозки — пятый и шестой;
  • факт переадресации — седьмой;
  • замену водителя или ТС — восьмой.
Как происходит обмен
Ключевое звено в обмене — оператор информационной системы ЭПД. Он связывает участников перевозки и государство: передает подписанные электронные перевозочные документы в ГИС ЭПД.

Общий процесс обмена ЭПД выглядит так:

  1. Документ формируется и подписывается. Грузоотправитель или перевозчик создает ЭПД в системе, например, в Умной Логистике, и подписывает документ квалифицированной электронной подписью.
  2. Оператор ИС ЭПД проверяет. Подписанный файл передается оператору. Он проверяет заполненность полей, подписи и отправляет документ дальше.
  3. ГИС ЭПД проверяет и заверяет подписью. Система фиксирует и верифицирует документ. Теперь он доступен участникам грузоперевозки, а если нужно, его передадут контролирующим органам: МВД России, Минтрансу, Минцифры, ФНС, Ространснадзору.
Важно: передавать данные в ГИС ЭПД могут только аккредитованные Минтрансом операторы — такие, как Астрал или Контур. Они уже интегрированы в Умную Логистику.

Обмен ЭТрН выглядит так:

  1. Грузоотправитель формирует ЭТрН в системе, например, в TMS, или через оператора ЭДО и подписывает его своей КЭП.
  2. Водитель с планшета или смартфона подтверждает приём груза с помощью простой электронной подписи (ПЭП).
  3. Перевозчик заверяет накладную с помощью квалифицированной электронной подписи КЭП.
  4. Получатель принимает груз и подписывает свой раздел документа с помощью КЭП.
  5. Водитель фиксирует передачу груза с помощью ПЭП.
  6. Менеджер транспортной компании подтверждает титул перевозчика с помощью КЭП.
Как происходит обмен ЭТрН через Умную Логистику:
В Умной Логистике документами обмениваются через операторов информационной системы — Контур или Астрал. Файлы передаются в ГИС ЭПД и становятся доступны для проверки контролирующими органами.
Как проверяют ЭТрН на дороге
После подписания на погрузке ЭТрН становится доступна для ГАИ. Водитель показывает QR-код инспектору — например, в мобильном приложении от Умной Логистики или операторов. Инспектор сканирует его и получает все данные для проверки.

Важно: QR-код, в котором зашифрованы данные из документа, считывается без интернета. 
ЭТрН станет недоступна ГАИ после выгрузки, когда грузополучатель и перевозчик подпишут документы.

Если груз приняли не полностью или отказались принять, доступ к документу снова открывается после того, как перевозчик оформил седьмой титул — титул переадресации.
Как экспедитору работать с ЭТрН
Одна из целей государства — сделать рынок прозрачнее, избавить его от посредников, которые часто мимикрируют под экспедиторов. 

ЭТрН будет оформляться по-разному в зависимости от того, берет ли экспедитор груз во владение и подписывает ли экспедиторскую расписку.
Пока нет готовых решений и рекомендаций от регуляторов рынка по тому, как работать экспедиторам. Но эксперты изучают варианты, которые могут работать на практике. Например, Контур составил шесть сценариев, при этом первые три выглядят наиболее работоспособными, остальные — менее вероятными.
Что нужно для работы с ЭТрН
Чтобы использовать электронную транспортную накладную, нужно:

1. Оформить подписи для сотрудников.

Тем, кто отвечает за приемку и отгрузку, например, кладовщикам, нужно оформить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП). Водителям подойдет простая подпись (ПЭП) или усиленная неквалифицированная (УНЭП), но тогда перевозчик должен дополнительно заверить накладную своей УКЭП. Разные виды электронной подписи можно получить в удостоверяющих центрах

2. Выбрать оператора ИС ЭПД.

Нужно заключить договор с оператором, который есть в реестре Минтранса, и имеет право подключать к ГИС ЭПД. Например, с Контуром или Астралом.

3. Обеспечить сотрудников техникой и дать доступы.

На складе должны быть рабочие места с компьютерами и доступом к системе ЭДО, чтобы сотрудники могли без проблем оформлять документы.
Как начать работать с ЭТрН
Есть базовый и упрощенный сценарии внедрения. В первом варианте нужно пройти несколько этапов:

  1. Интегрировать сервис оператора в свою учетную систему.
  2. Наладить рабочие процессы: научить грузоотправителей формировать документ, водителей — заполнять титулы, подписывать и передавать документ.
  3. Обеспечить доступ к накладным для ответственных сотрудников в интерфейсе оператора.
Этот путь может занять до шести месяцев. При этом во время адаптации придется дублировать документы на бумаге.

С готовым решением путь можно пройти за три дня. Например, в Умной Логистике можно автоматически создавать перевозочные документы разных видов без ручного ввода данных. В платформу интегрированы операторы ИС ЭПД Астрал и Контур, аккредитованные Минтрансом, через которых документы передаются в ГИС ЭПД.

При подключении к Умной Логистике до 10 октября 2025 года дарим скидку 25%, а при подключении до конца года — бесплатную ЭТрН на весь 2026 год.
Какие выгоды получает бизнес при переходе на ЭТрН
  • Экономите время

Документы создаются по шаблонам за два клика — данные подтягиваются автоматически. Файлы хранятся в системе, их легко скачать или отправить за несколько секунд.

  • Экономите деньги 
Не нужно тратить ресурс на бумагу и папки, чтобы хранить документы в архиве.
  • Не допускаете ошибок
Важные данные вроде названий и реквизитов счетов подтягиваются автоматически из карточки компании, не нужно вводить вручную.
  • Быстрее получаете оплату
Документы передаются за секунды, не нужно ждать дни или недели, чтобы они попали в руки бухгалтера.
  • Работаете по закону
В Умной Логистике данные хранятся на российских серверах — как требует закон. В электронном архиве нужный документ находится за два клика — не нужно разбираться в бумажных папках, чтобы передать документ по запросу в надзорные органы по требованиям 140-ФЗ.
Вопросы и ответы
1. Что такое ГИС ЭПД и как связана с ЭТрН?

ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. В ней хранятся подписанные электронные транспортные накладные.

2. ГосЛог тоже станет обязательным в 2026?

Для экспедиторов регистрация в реестре на платформе ГосЛог станет обязательной. Внести данные о себе нужно будет с 1 марта 20 206 по 1 мая 2026 года. 

3. Что делать с ЭТрН экспедиторам?

Пока точных рекомендаций от регуляторов рынка нет, но эксперты изучают варианты работы, которые могут работать на практике. Например, коллеги из Контура разрабатывают сценарии, как экспедитор будет заполнять ЭТрН в зависимости от факторов:
  • готовности принять груз в свое владение;
  • перевозки своим или нанятым транспортом;
  • ответственности на этапах погрузки и разгрузки.
4. Будет ли переходный период при запуске ЭТрН?

Переходный период уже начался. Он продлится до 1 сентября 2026 года — тогда ЭТрН станет обязательной.

5. Можно ли будет работать без ЭТрН? 

Позже Минтранс составит список исключений.

6. Что нужно подготовить для ЭТрН?

Для начала работы нужно выбрать оператора ИС ЭПД, аккредитованного Минтрансом, заключить договор и сделать электронные подписи для сотрудников.

Либо выбрать упрощенный путь — подключиться к Умной Логистике. При подключении до 10 октября 2025 года дарим скидку 25%, а при подключении до конца года — бесплатную ЭТрН на весь 2026 год.

7. Что делать, если в дороге нет интернета, а нужно предъявить ЭТрН?

Подписанная на этапе погрузки ЭТрН передаются через оператора в ГИС ЭПД. Так у водителя появляется QR-код с зашифрованными данными, который можно показать инспектору. Чтобы считать код и данные в нем, не нужен интернет.
Связанные статьи
Штраф 22 МЛН дальнобойщикам, «Блатные» номера на Госуслугах, Рост НДС и ОСАГО
01.10.2025
Все расчеты в одном месте без сложных таблиц: платежный календарь в Умной Логистике
18.09.2025
Как рассчитывать выгодные ставки на перевозки с помощью больших данных
16.09.2025
ЭДО в логистике: зачем, выгодно ли и когда станет обязательным
29.08.2025
Рост цен на бензин, штрафы для пешеходов и обвал логистики Ozon
28.08.2025
ОМОН в офисе ТК, 86 миллионов за разрыв НДС, 3 500 000 миллиона за кражу топлива
27.08.2025
Что происходит с документооборотом в логистике: от ЭДО до ГИС ЭПД
22.08.2025
Отбор подходящих перевозчиков в RFI, гибкий контроль ставок (RFQ) и новые возможности поиска машин
20.08.2025
Найти и загрузить: как поиск машин в Умной Логистике помогает экономить время и деньги
14.08.2025
Как подготовиться к ЭТрН, реестру экспедиторов и ГосЛогу за 5 шагов: гайд от юриста
04.08.2025
Обязательная ГИС ЭПД, лишение прав за обгон и повышение пошлин для автовладельцев
29.07.2025
Фильтры по поиску грузов, обновленный поиск машин и улучшенная форма исходящего заказа
17.07.2025
Заработок на штрафах самокатчиков, такси без мигрантов и контроль за экспедиторами
26.06.2025
Как выстроить отношения с контрагентами в грузоперевозках и увеличить прибыль на 25–95%
24.06.2025
Штраф за перегруз: кто виноват и как избежать. Ответы юриста
23.06.2025
Отец и дочь управляют транспортной компанией: как удержать бизнес, клиентов и водителей в 2025?
20.06.2025
Как изменится рынок грузоперевозок к 2030 году: 90% документов в цифре, прозрачность и Big Data для оптимальных решений
09.06.2025
Новый способ измерения ставки, обновленный Telegram-бот и универсальный конструктор данных
04.06.2025
Кому на руку кризис в логистике?! Почему не стоит бояться реестра перевозчиков?
23.05.2025
Когда перевозчик не виноват: как доказать форс-мажор и не попасть на штраф
22.05.2025