Top.Mail.Ru
Постлогистика
блог о современной логистике
Новости
Главные новости из мира логистики и грузоперевозок.

Дыры не только в асфальте, но и в бюджете 

До 2030 года на ремонт и содержание федеральных трасс выделено 2,5 трлн рублей — это на 42% меньше необходимой суммы. Не хватает ещё 1,7 трлн — этих денег в бюджете нет. При этом крупные средства продолжают направлять на строительство новых дорог.

Эксперты считают: приоритеты стоит пересмотреть — сначала чинить, потом строить.

Власти всё же обещают кое-что сделать: в 2025 году планируют отремонтировать 4,5 тыс. км дорог и расширить 200 км до четырех полос. К 2030 году хотят привести в порядок 85% трасс. В резерве — ещё 850 млрд, но не факт, что пойдут они на ремонт.

Самокаты сбавили скорость

«Яндекс Go», «МТС Юрент» и Whoosh с 17 апреля снизили скорость самокатов на тротуарах. Установленные в самокатах модули технически не позволят им разогнаться выше 20 км/ч — это на 20% ниже максимальной скорости для подобных средств передвижения. 

Цель — сделать так, чтобы безответственные самокатчики не гоняли по тротуарам и не провоцировали аварии. 

Кстати, по статистике, людей с агрессивным стилем вождения электросамокатов не так много — менее 1% от общего числа. Теперь, надеемся, их станет еще меньше.

Беспилотные авто на российских дорогах 

Скоро на российских дорогах появятся беспилотные автомобили — уже готов план по развитию этого проекта до 2028 года.

Главная цель — создать единые правила и инфраструктуру, чтобы беспилотные машины были безопасными. Тесты грузовиков без водителя за рулем прошли успешно, но еще нужно доработать технологии и согласовать правила.

Если все пойдет по плану, то уже в 2027 году беспилотные автомобили будут ездить по российским дорогам.

Камер больше, ДТП — тоже

В 2024 году число камер фиксации нарушений ПДД в России выросло на 10% — их стало более 32 тысяч. Но часть из них не работает: сломаны или отключены.

За год камеры зафиксировали почти 237 миллионов нарушений, при этом аварий в местах их установки стало на 10% больше.

План — ставить еще по 400–500 камер в год. Но около 30% устройств уже устарели, не справляются с задачей и пропускают нарушения.

Эксперты считают: важна не только массовость, но и качество, а некоторые ограничения вообще вызывают споры — из-за них ДТП может становиться больше, а не меньше.

Новые правила утильсбора

С мая 2025 года утильсбор на авто из стран ЕАЭС будут рассчитывать по новой, более сложной формуле. В нее добавят среднюю стоимость машины, затраты покупателя и поправочный коэффициент.

Для оформления потребуются дополнительные документы. А если продать машину в течение первого года — нужно будет доплатить разницу между персональным и коммерческим сбором.

Проект проходит финальные согласования. Если примут — готовьтесь к росту цен.

Перемены на рынке: единый реестр для экспедиторов

Госдума разрабатывает законопроект, который коснется всех экспедиторов и может изменить правила игры в транспортной сфере. 

Если его примут, экспедиторам нужно будет зарегистрироваться в едином реестре. Допустят до работы только тех, кто соответствует требованиям Минтранса.

Если компания будет работать вне реестра — ее ожидают штрафы: для физлиц — от 3 до 5 тыс. рублей за первое нарушение и до 10 тыс. рублей за повторное. Для юрлиц — от 100 до 300 тыс. рублей за первое и от 500 тыс. до 1 млн рублей за повторное. 

Цель законопроекта — обеспечить прозрачность, безопасность рынка и защитить честных игроков. Но высок риск, что с рынка уйдут многие экспедиторы и вырастет теневой сектор или рынок просто поделят между собой крупные компании.

Слухи о реестрах для экспедиторов и водителей ходят уже давно, но когда их введут — пока неясно. 

Минтранс хочет помочь экспедиторам 

Ключевая ставка растет, а с ней — конкуренция и затраты перевозчиков. За квартал себестоимость перевозок выросла на 12%, лизинговые платежи за год — на 60%, утильсбор — на 80%, ремонт — на 20%, зарплаты водителей — на 49%.

При этом 60% компаний работают в «серой зоне», демпингуют и сбивают рынок.

В Минтрансе обеспокоены происходящим и предлагают меры поддержки для экспедиторов: снижение НДС до 10%, льготные кредиты на топливо, зарплаты и платежи в «Платон», рефинансирование лизинга и господдержку. 

Ни перевозчики, ни эксперты не верят в эффект — говорят, разовые выплаты не решат проблему и не дадут долгосрочного эффекта.

Меры поддержки важны, но без серьезных реформ они лишь отсрочат кризис. 

«Платон» придёт в регионы

Все регионы России согласились внедрить «Платон» на региональных и местных дорогах. Минтранс предлагает включить в систему не все местные трассы, а только те, что входят в опорную сеть страны. Но окончательное решение принимают сами регионы.

Параллельно планируется повышение тарифов «Платона» и штрафов за неуплату проезда — до 20 тыс. рублей. Законопроект уже прошел первое чтение.

При этом система работает не идеально: глушилки мешают считыванию, возникают ошибочные штрафы. 32 контрольные рамки уже отключили, но проблему не решили, в приоритете — расширение «Платона», а не решение его сбоев.

Плата за проезд грузовиков

Регионы получат дополнительное финансирование на дороги… за счет грузоперевозчиков.

Глава Республики Бурятия Алексей Цыденов предложил такую инициативу: если грузовик весит больше 12 тонн, то регионы смогут брать с него плату за проезд по дорогам. Размер выплат местные власти установят самостоятельно.

Если идею реализуют, то регионы смогут дополнительно получать от 100 млн до 2.5 млрд рублей в год. Госсовет предложение Цыденова рассмотрел, регионы его поддержали. Для реализации нужно принять закон и определить операторов на местах.

Весна, просушка, штраф

С весной пришла просушка дорог — и вместе с ней рост штрафов. С начала года они увеличились на 50%, а скидки при оплате снизили с 50% до 25%. Как результат — дорожают товары для населения. 

Теперь штраф за перегруз может достигать до 225 тысяч рублей, даже если фура почти пустая — в некоторых регионах лимит всего 4 тонны на ось.

Водители часто не знают о нарушении — уведомление приходит через месяц-два, и за одну перевозку можно получить несколько штрафов подряд.

Перевозчики предлагают разделить ответственность с грузоотправителями, а эксперты — вернуть контроль ГИБДД, чтобы исключить ошибки автоматических систем.

Отмена перегруза для мусоровозов

Пока владельцы грузовиков переживают из-за штрафов, хозяева мусоровозов могут выдохнуть.

С 1 апреля 2025 года в России временно отменили весовой контроль для мусоровозов — до марта 2028 года. Это решение приняли из-за особенностей конструкции техники: нагрузка по осям распределяется неравномерно, и даже при неполной загрузке машины получают штрафы до 400 тысяч рублей.

Теперь штрафов не будет — и вывоз мусора подешевеет. Но аналогичная проблема есть и у других типов транспорта, например, самосвалов и зерновозов. Для них послаблений нет.

Перевозчики предлагают пересмотреть нормативы, но Минтранс опасается износа дорог. Хотя в других странах (например, в Беларуси) уже используют более прочные покрытия, выдерживающие большие нагрузки.

Отмена штрафов — шаг вперёд, но но проблему перегруза нужно решать системно.

27 пунктов пропуска от Минтранс 

В ближайшие 5 лет Минтранс планирует обновить 27 пунктов пропуска на ключевых международных торговых направлениях — это часть программы по улучшению транспортной системы.

После реконструкции пропускная способность железнодорожных пунктов увеличится вдвое, а автомобильных — почти в четыре раза. 

Если всё получится, то к 2030 году через границу по железной дороге будут провозить до 52,7 млн тонн грузов в год, а на автомобильных пунктах — до 18,2 млн машин в год. 

Демпинг от конкурентов из КНР

Кажется, китайские перевозчики пытаются вытеснять местные компании с российского рынка. 

Хотя заниматься перевозками по РФ могут только компании из ЕАЭС, китайские фуры всё чаще берут внутренние рейсы, чтобы не возвращаться пустыми — формально это нарушение, но проверить его почти невозможно.

Они не платят штрафы и сборы — их нет в российских базах. У них дешевый лизинг, господдержка и низкие затраты на технику.

На фоне кризиса в отрасли — с ростом себестоимости перевозок и падением ставок — честным российским перевозчикам всё сложнее конкурировать.

Госорганы пытаются реагировать: с февраля действуют штрафы за каботаж (150-200 тыс. рублей), а с сентября обещают запустить систему контроля за международными рейсами. 

Если ничего не изменится, рынок могут занять внешние игроки.

Китайские грузовики не выдерживают

После ухода западных брендов российские перевозчики массово пересели на китайские фуры — они в 3 раза дешевле европейских. Но сэкономить получилось не у всех.

На конференции в Новосибирске рассказали: китайские тягачи начинают ломаться уже после 500 тыс. км, тогда как «европейцы» спокойно держали до миллиона. Проблемы — в подвеске, электрике, двигателях и коробках.

Сервис тоже не радует: дилеры часто отказываются признавать гарантию, а запчасти приходится ждать месяцами. Китайские производители не спешат — Россия для них не приоритет.

Пока выход — покупать подержанные европейские фуры через третьи страны, но это лотерея. А качество техники напрямую влияет на логистику и доступность товаров.

Рынок автоперевозок приближается к балансу 

Российский рынок грузоперевозок выравнивается. Эксперты считают, что с января 2025 года свободного транспорта было слишком много, а грузопоток по результатам 2024 года снизился на целых 30%.

Сейчас ситуация улучшилась. И, возможно, баланс на рынке восстановится уже в апреле-мае 2025 года, после чего тарифы начнут расти.  

В любом случае, после стабилизации рынка тарифы могут вырасти на 20-25%. 


⚡️ Смотрите новости ниже или в VK Видео и пишите комментарии!