До 2030 года на ремонт и содержание федеральных трасс выделено 2,5 трлн рублей — это на 42% меньше необходимой суммы. Не хватает ещё 1,7 трлн — этих денег в бюджете нет. При этом крупные средства продолжают направлять на строительство новых дорог.
Эксперты считают: приоритеты стоит пересмотреть — сначала чинить, потом строить.
Власти всё же обещают кое-что сделать: в 2025 году планируют отремонтировать 4,5 тыс. км дорог и расширить 200 км до четырех полос. К 2030 году хотят привести в порядок 85% трасс. В резерве — ещё 850 млрд, но не факт, что пойдут они на ремонт.
«Яндекс Go», «МТС Юрент» и Whoosh с 17 апреля снизили скорость самокатов на тротуарах. Установленные в самокатах модули технически не позволят им разогнаться выше 20 км/ч — это на 20% ниже максимальной скорости для подобных средств передвижения.
Цель — сделать так, чтобы безответственные самокатчики не гоняли по тротуарам и не провоцировали аварии.
Кстати, по статистике, людей с агрессивным стилем вождения электросамокатов не так много — менее 1% от общего числа. Теперь, надеемся, их станет еще меньше.
Скоро на российских дорогах появятся беспилотные автомобили — уже готов план по развитию этого проекта до 2028 года.
Главная цель — создать единые правила и инфраструктуру, чтобы беспилотные машины были безопасными. Тесты грузовиков без водителя за рулем прошли успешно, но еще нужно доработать технологии и согласовать правила.
Если все пойдет по плану, то уже в 2027 году беспилотные автомобили будут ездить по российским дорогам.
В 2024 году число камер фиксации нарушений ПДД в России выросло на 10% — их стало более 32 тысяч. Но часть из них не работает: сломаны или отключены.
За год камеры зафиксировали почти 237 миллионов нарушений, при этом аварий в местах их установки стало на 10% больше.
План — ставить еще по 400–500 камер в год. Но около 30% устройств уже устарели, не справляются с задачей и пропускают нарушения.
Эксперты считают: важна не только массовость, но и качество, а некоторые ограничения вообще вызывают споры — из-за них ДТП может становиться больше, а не меньше.
С мая 2025 года утильсбор на авто из стран ЕАЭС будут рассчитывать по новой, более сложной формуле. В нее добавят среднюю стоимость машины, затраты покупателя и поправочный коэффициент.
Для оформления потребуются дополнительные документы. А если продать машину в течение первого года — нужно будет доплатить разницу между персональным и коммерческим сбором.
Проект проходит финальные согласования. Если примут — готовьтесь к росту цен.
Госдума разрабатывает законопроект, который коснется всех экспедиторов и может изменить правила игры в транспортной сфере.
Если его примут, экспедиторам нужно будет зарегистрироваться в едином реестре. Допустят до работы только тех, кто соответствует требованиям Минтранса.
Если компания будет работать вне реестра — ее ожидают штрафы: для физлиц — от 3 до 5 тыс. рублей за первое нарушение и до 10 тыс. рублей за повторное. Для юрлиц — от 100 до 300 тыс. рублей за первое и от 500 тыс. до 1 млн рублей за повторное.
Цель законопроекта — обеспечить прозрачность, безопасность рынка и защитить честных игроков. Но высок риск, что с рынка уйдут многие экспедиторы и вырастет теневой сектор или рынок просто поделят между собой крупные компании.
Слухи о реестрах для экспедиторов и водителей ходят уже давно, но когда их введут — пока неясно.
Ключевая ставка растет, а с ней — конкуренция и затраты перевозчиков. За квартал себестоимость перевозок выросла на 12%, лизинговые платежи за год — на 60%, утильсбор — на 80%, ремонт — на 20%, зарплаты водителей — на 49%.
При этом 60% компаний работают в «серой зоне», демпингуют и сбивают рынок.
В Минтрансе обеспокоены происходящим и предлагают меры поддержки для экспедиторов: снижение НДС до 10%, льготные кредиты на топливо, зарплаты и платежи в «Платон», рефинансирование лизинга и господдержку.
Ни перевозчики, ни эксперты не верят в эффект — говорят, разовые выплаты не решат проблему и не дадут долгосрочного эффекта.
Меры поддержки важны, но без серьезных реформ они лишь отсрочат кризис.
Все регионы России согласились внедрить «Платон» на региональных и местных дорогах. Минтранс предлагает включить в систему не все местные трассы, а только те, что входят в опорную сеть страны. Но окончательное решение принимают сами регионы.
Параллельно планируется повышение тарифов «Платона» и штрафов за неуплату проезда — до 20 тыс. рублей. Законопроект уже прошел первое чтение.
При этом система работает не идеально: глушилки мешают считыванию, возникают ошибочные штрафы. 32 контрольные рамки уже отключили, но проблему не решили, в приоритете — расширение «Платона», а не решение его сбоев.
Регионы получат дополнительное финансирование на дороги… за счет грузоперевозчиков.
Глава Республики Бурятия Алексей Цыденов предложил такую инициативу: если грузовик весит больше 12 тонн, то регионы смогут брать с него плату за проезд по дорогам. Размер выплат местные власти установят самостоятельно.
Если идею реализуют, то регионы смогут дополнительно получать от 100 млн до 2.5 млрд рублей в год. Госсовет предложение Цыденова рассмотрел, регионы его поддержали. Для реализации нужно принять закон и определить операторов на местах.
С весной пришла просушка дорог — и вместе с ней рост штрафов. С начала года они увеличились на 50%, а скидки при оплате снизили с 50% до 25%. Как результат — дорожают товары для населения.
Теперь штраф за перегруз может достигать до 225 тысяч рублей, даже если фура почти пустая — в некоторых регионах лимит всего 4 тонны на ось.
Водители часто не знают о нарушении — уведомление приходит через месяц-два, и за одну перевозку можно получить несколько штрафов подряд.
Перевозчики предлагают разделить ответственность с грузоотправителями, а эксперты — вернуть контроль ГИБДД, чтобы исключить ошибки автоматических систем.
Пока владельцы грузовиков переживают из-за штрафов, хозяева мусоровозов могут выдохнуть.
С 1 апреля 2025 года в России временно отменили весовой контроль для мусоровозов — до марта 2028 года. Это решение приняли из-за особенностей конструкции техники: нагрузка по осям распределяется неравномерно, и даже при неполной загрузке машины получают штрафы до 400 тысяч рублей.
Теперь штрафов не будет — и вывоз мусора подешевеет. Но аналогичная проблема есть и у других типов транспорта, например, самосвалов и зерновозов. Для них послаблений нет.
Перевозчики предлагают пересмотреть нормативы, но Минтранс опасается износа дорог. Хотя в других странах (например, в Беларуси) уже используют более прочные покрытия, выдерживающие большие нагрузки.
Отмена штрафов — шаг вперёд, но но проблему перегруза нужно решать системно.
В ближайшие 5 лет Минтранс планирует обновить 27 пунктов пропуска на ключевых международных торговых направлениях — это часть программы по улучшению транспортной системы.
После реконструкции пропускная способность железнодорожных пунктов увеличится вдвое, а автомобильных — почти в четыре раза.
Если всё получится, то к 2030 году через границу по железной дороге будут провозить до 52,7 млн тонн грузов в год, а на автомобильных пунктах — до 18,2 млн машин в год.
Кажется, китайские перевозчики пытаются вытеснять местные компании с российского рынка.
Хотя заниматься перевозками по РФ могут только компании из ЕАЭС, китайские фуры всё чаще берут внутренние рейсы, чтобы не возвращаться пустыми — формально это нарушение, но проверить его почти невозможно.
Они не платят штрафы и сборы — их нет в российских базах. У них дешевый лизинг, господдержка и низкие затраты на технику.
На фоне кризиса в отрасли — с ростом себестоимости перевозок и падением ставок — честным российским перевозчикам всё сложнее конкурировать.
Госорганы пытаются реагировать: с февраля действуют штрафы за каботаж (150-200 тыс. рублей), а с сентября обещают запустить систему контроля за международными рейсами.
Если ничего не изменится, рынок могут занять внешние игроки.
После ухода западных брендов российские перевозчики массово пересели на китайские фуры — они в 3 раза дешевле европейских. Но сэкономить получилось не у всех.
На конференции в Новосибирске рассказали: китайские тягачи начинают ломаться уже после 500 тыс. км, тогда как «европейцы» спокойно держали до миллиона. Проблемы — в подвеске, электрике, двигателях и коробках.
Сервис тоже не радует: дилеры часто отказываются признавать гарантию, а запчасти приходится ждать месяцами. Китайские производители не спешат — Россия для них не приоритет.
Пока выход — покупать подержанные европейские фуры через третьи страны, но это лотерея. А качество техники напрямую влияет на логистику и доступность товаров.
Российский рынок грузоперевозок выравнивается. Эксперты считают, что с января 2025 года свободного транспорта было слишком много, а грузопоток по результатам 2024 года снизился на целых 30%.
Сейчас ситуация улучшилась. И, возможно, баланс на рынке восстановится уже в апреле-мае 2025 года, после чего тарифы начнут расти.
В любом случае, после стабилизации рынка тарифы могут вырасти на 20-25%.
⚡️ Смотрите новости ниже или в VK Видео и пишите комментарии!