Top.Mail.Ru
Постлогистика
блог о современной логистике
Полезное
За 2023–2025 годы рыночные тарифы на грузоперевозки резко резко менялись: от ощутимого падения в 2023 – начале 2024 до повышения в 2025 году.  

Провели исследование и выяснили, почему тарифы упали в первом квартале 2025 года и начали расти во втором, как крупные ритейлеры влияют на рынок и ждать ли стабилизации тарифов до конца года.
Причины падения тарифов на перевозки в 2023—2024
Чтобы понять, почему в 2025 году тарифы поползли вверх, нужно разобраться в изменениях рынка, которые произошли в 2023—2024 годах.

В 2023—2024 годах на снижение тарифов повлияли несколько факторов.
Компании массово закупили транспорт
С 2022 по 2024 год парк тягачей увеличился с 618 тысяч до 707. Транспортные компании закупали ТС в преддверии удорожания лизинга и повышения ключевой ставки ЦБ. Пик закупок пришелся на 2023−2024 годы — тогда лизинг оставался доступным, а утильсбор не давил на цены техники.

Итог: рост предложения на рынке грузоперевозок, ведь свободных машин стало больше.
Увеличилась финансовая нагрузка на перевозчиков
В октябре 2024 года ЦБ повысил ключевую ставку до 21% — лизинг подорожал. Тогда же Правительство Р Ф утвердило план пошаговой индексации утильсбора — платежи должны были вырасти на 70−80% и увеличиваться каждый год на 10−20%

Чтобы обслуживать долги, перевозчики решили сокращать расходы. 

Итог: транспортные компании соглашались на меньшие тарифы и перестали закупать новые тягачи — выгоднее использовать старые по максимуму. 
Объемы перевозок упали из-за стагнации в отраслях грузовладельцев
Из-за повышенной ставки ЦБ сократились объемы производства у грузовладельцев — строить дома, производить металл стало дороже. Так что объем спроса на перевозки просел. Заказов на перевозку стройматериалов и металлов стало меньше на 10–30% по сравнению с аналогичным периодом в 2023. 

Главная задача перевозчиков — привлечь грузовладельцев даже при низком спросе, чтобы загрузить автопарк. 

Итог: транспортные компании начали демпинговать цены — тарифы снизились. 
Что происходит с тарифами на грузоперевозки в 2025 году
Первый квартал: тарифы продолжают падать
Причина — соотношение спроса и предложения на рынке перевозок. Предложение в начале года оставалось высоким из-за большого количества свободных машин. Но крупные ритейлеры начали активно развивать и использовать свой автопарк — спрос на перевозки снизился.
Второй квартал: падение и повышение тарифов
На изменение в тарифах повлияли несколько факторов. 

1. Дисбаланс на рынке тяжелого и легкого грузового транспорта давил на тарифы

Рынок грузовых автомобилей начал охлаждаться. Объем продаж упал в два раза по сравнению с тем же периодом прошлого года. Тенденция сохраняется из-за высоких ставок по лизингу, из-за него же все больше машин возвращают обратно лизинговым компаниям.

2. Вырос спрос на легкий коммерческий транспорт


Потребности заказчиков перетекли на рынок легкого коммерческого транспорта благодаря развитию e-commerce. Растут объемы доставки на «последней миле» — от складов до магазинов, пунктов выдачи и покупателей. 

3. Часть перевозчиков ушли с рынка из-за дорогого лизинга, который давит на рентабельность.


Как это отразилось на рынке: 

  • Возвраты автомобилей по лизингу достигли пика.
  • Участились банкротства среди мелких перевозчиков, а новые компании-перевозчики появляются реже.

4. На фоне упавших ставок грузовладельцы стали чаще отдавать грузы в открытый рынок. Из-за этого вырос спрос на перевозки, а вместе с ним и тарифы.


Спрос и предложение начали приходить в равновесие — рыночные тарифы стали восстанавливаться со второго квартала, стабилизация продолжилась в третьем. По прогнозу на основе больших данных, тенденция сохранится до конца года.
В начале года тарифы продолжали снижаться под давлением избытка машин и слабого спроса на перевозки. К лету часть перевозчиков ушла с рынка, и грузовладельцы активнее стали привлекать перевозчиков — ставки начали расти
Как изменились тарифы на популярных направлениях за последний год
Проанализировали показатели из больших данных и выяснили, как изменились ставки по наиболее популярным направлениям за последний год.
По направлениям из Москвы и Московской области тарифы на перевозки тентованным транспортом выросли
По направлениям из Санкт-Петербурга и Ленинградской области тарифы на перевозки тентованным транспортом преимущественно выросли. Снижение зафиксировали на двух направлениях
По направлениям из Москвы и Московской области тарифы на перевозки рефрижераторами выросли
По направлениям из Санкт-Петербурга и Ленинградской области тарифы на перевозки тентованным рефрижераторами преимущественно выросли. Снижение зафиксировали на трех направлениях
Как дефицит и профицит транспорта в регионах влияет на тарифы
Рыночные тарифы напрямую связаны с тем, как распределяются грузы и транспорт между регионами. На тариф влияет баланс между количеством заказов и количеством машин, готовых их выполнить.

При профиците транспорта заказов меньше, а машин больше: перевозчики конкурируют за грузы, и ставки снижаются. Когда же машин не хватает — формируется дефицит. Тогда уже грузовладельцы вынуждены предлагать более высокие ставки, чтобы обеспечить доставку.

Анализ дефицита и профицита транспорта показывает, где на рынке сохраняется давление на ставки, а где, наоборот, есть условия для их роста.

Сейчас рынок тентованных и рефрижераторных перевозок постепенно выравнивается: в большинстве регионов избыток или нехватка машин снижаются, а соотношение заявок «в регион» и «из региона» приближается к единице. Это значит, что спрос и предложение начинают совпадать, рынок становится сбалансированнее, и тарифы стабилизируются.
ТОП-10 направлений по росту и падению тарифов
Изменения спроса и предложения на рынке грузоперевозок отразились на тарифах.
В сегменте перевозок тентами тарифы выросли на ряде магистральных направлений, но снизились на ближних и локальных перевозках.
В сегменте рефрижераторных перевозок рост тарифов заметен в крупных межрегиональных маршрутах, а падения — в локальных и смежных.
Как узнать, что будет с тарифами на перевозки в ближайшее время
Анализировать и строить прогнозы тарифов удобнее с реальными цифрами рынка. В этом помогают большие данные, в частности, инструмент «Расчет ставки по Big Data» в Умной Логистике. 

Big Data в Умной Логистике — источник, в котором собраны данные по реальным завершенным перевозкам: от типа ТС до фактической ставки.

Вы получаете анализ по рыночным тарифам на основе 7 миллионов реально завершенных перевозок, а не биржевых офферов. Отчет показывает, как менялись тарифы за последние месяцы, год или несколько лет. Так легче планировать бюджет и устанавливать справедливые тарифы — ведь вы опираетесь на реальные данные рынка, а не на интуицию.
Как работает инструмент: объясняем на примере
Компания «РегионТранс» планировала перевозку из Казани в Екатеринбург на 10−13 июля. Раньше менеджер выбирал ставку из первых предложений перевозчиков. Согласились на 146 500 ₽ — казалось, выгодно. Но анализ показал: средняя рыночная ставка по этому направлению была около 131 000 ₽. В итоге компания переплатила около 15 000 ₽ за один рейс.

С инструментом от Умной Логистики ситуация меняется. «РегионТранс» задает параметры: маршрут, тип транспорта и период. Система анализирует завершенные перевозки с подходящими критериями и показывает динамику ставок: в мае ~ 145 500 ₽, в июне — 141 900 ₽. Теперь менеджер закладывает реальную рыночную цену, а руководитель видит, откуда берутся цифры.
Лидеры рынка уже используют Big Data в Умной Логистике: кейс компании «Эфес»
Потребность

Головной офис компании «Эфес» в Европе управляет перевозками по всей России. Чтобы обосновать бюджет и оценить рентабельность, нужны достоверные данные о рыночных ставках по регионам и направлениям.

Решение

Big Data в Умной Логистике объединяет данные по миллионам реально завершенных перевозок — с указанием маршрута, типа транспорта, периода, веса и объема груза.

Благодаря этому «Эфес» получает актуальные рыночные ставки по каждому региону и направлению, видит сезонные колебания и может прогнозировать стоимость перевозок в бюджете на квартал вперед.
Даже находясь за границей, аналитики компании строят отчеты по нужным маршрутам — с точностью до конкретного плеча перевозки.

Результат

Компания понимает, сколько реально стоят перевозки по регионам, и может уверенно планировать расходы. Все расчеты — на данных из реальных рейсов, без догадок и предположений.

Хотите принимать взвешенные решения, которые помогут зарабатывать больше? Приходите на бесплатную экскурсию по Умной Логистике — расскажем, как Big Data работает на практике.

Скачивайте полный обзор рынка в нашем телеграм-канале!
Связанные статьи
Как составить претензию заказчику за 1 минуту, чтобы получить оплату
22.10.2025
Рекомендации ставок на основе Big Data, закрытие заказов по весу и автоматические значения в бюджетировании
15.10.2025
Как контролировать работу ТС и загружать парк без накладок в расписании
14.10.2025
Штраф 22 МЛН дальнобойщикам, «Блатные» номера на Госуслугах, Рост НДС и ОСАГО
01.10.2025
Все расчеты в одном месте без сложных таблиц: платежный календарь в Умной Логистике
18.09.2025
Как рассчитывать выгодные ставки на перевозки с помощью больших данных
16.09.2025
Рассчитываем прибыльность рейса за минуту: инструмент, который поможет перевозчику и экспедитору
09.09.2025
Электронные перевозочные документы: что это такое, когда станут обязательными и как подготовиться
05.09.2025
ЭДО в логистике: зачем, выгодно ли и когда станет обязательным
29.08.2025
Рост цен на бензин, штрафы для пешеходов и обвал логистики Ozon
28.08.2025
ОМОН в офисе ТК, 86 миллионов за разрыв НДС, 3 500 000 миллиона за кражу топлива
27.08.2025
Что происходит с документооборотом в логистике: от ЭДО до ГИС ЭПД
22.08.2025
Отбор подходящих перевозчиков в RFI, гибкий контроль ставок (RFQ) и новые возможности поиска машин
20.08.2025
Найти и загрузить: как поиск машин в Умной Логистике помогает экономить время и деньги
14.08.2025
Как подготовиться к ЭТрН, реестру экспедиторов и ГосЛогу за 5 шагов: гайд от юриста
04.08.2025
Обязательная ГИС ЭПД, лишение прав за обгон и повышение пошлин для автовладельцев
29.07.2025
Как проверить надежность контрагента в грузоперевозках с помощью одного инструмента
21.07.2025
Логистический бизнес с мужем: как зарабатывать 500 млн в 30 лет и не развестись
18.07.2025
Фильтры по поиску грузов, обновленный поиск машин и улучшенная форма исходящего заказа
17.07.2025
Как привлечь и удержать сотрудников в логистике: 7 простых шагов
08.07.2025