| Провели исследование и выяснили, почему тарифы упали в первом квартале 2025 года и начали расти во втором, как крупные ритейлеры влияют на рынок и ждать ли стабилизации тарифов до конца года. | | | | Причины падения тарифов на перевозки в 2023—2024 | | | | Чтобы понять, почему в 2025 году тарифы поползли вверх, нужно разобраться в изменениях рынка, которые произошли в 2023—2024 годах.
В 2023—2024 годах на снижение тарифов повлияли несколько факторов. | | | | Компании массово закупили транспорт | | | С 2022 по 2024 год парк тягачей увеличился с 618 тысяч до 707. Транспортные компании закупали ТС в преддверии удорожания лизинга и повышения ключевой ставки ЦБ. Пик закупок пришелся на 2023−2024 годы — тогда лизинг оставался доступным, а утильсбор не давил на цены техники.Итог: рост предложения на рынке грузоперевозок, ведь свободных машин стало больше. | | | | Увеличилась финансовая нагрузка на перевозчиков | | | В октябре 2024 года ЦБ повысил ключевую ставку до 21% — лизинг подорожал. Тогда же Правительство Р Ф утвердило план пошаговой индексации утильсбора — платежи должны были вырасти на 70−80% и увеличиваться каждый год на 10−20%. Чтобы обслуживать долги, перевозчики решили сокращать расходы. Итог: транспортные компании соглашались на меньшие тарифы и перестали закупать новые тягачи — выгоднее использовать старые по максимуму. | | | | Объемы перевозок упали из-за стагнации в отраслях грузовладельцев | | | Из-за повышенной ставки ЦБ сократились объемы производства у грузовладельцев — строить дома, производить металл стало дороже. Так что объем спроса на перевозки просел. Заказов на перевозку стройматериалов и металлов стало меньше на 10–30% по сравнению с аналогичным периодом в 2023. Главная задача перевозчиков — привлечь грузовладельцев даже при низком спросе, чтобы загрузить автопарк. Итог: транспортные компании начали демпинговать цены — тарифы снизились. | | | | Что происходит с тарифами на грузоперевозки в 2025 году | | | | Первый квартал: тарифы продолжают падать | | | | Причина — соотношение спроса и предложения на рынке перевозок. Предложение в начале года оставалось высоким из-за большого количества свободных машин. Но крупные ритейлеры начали активно развивать и использовать свой автопарк — спрос на перевозки снизился. | | | | Второй квартал: падение и повышение тарифов | | | На изменение в тарифах повлияли несколько факторов. 1. Дисбаланс на рынке тяжелого и легкого грузового транспорта давил на тарифыРынок грузовых автомобилей начал охлаждаться. Объем продаж упал в два раза по сравнению с тем же периодом прошлого года. Тенденция сохраняется из-за высоких ставок по лизингу, из-за него же все больше машин возвращают обратно лизинговым компаниям. | | | 2. Вырос спрос на легкий коммерческий транспорт Потребности заказчиков перетекли на рынок легкого коммерческого транспорта благодаря развитию e-commerce. Растут объемы доставки на «последней миле» — от складов до магазинов, пунктов выдачи и покупателей. | | | 3. Часть перевозчиков ушли с рынка из-за дорогого лизинга, который давит на рентабельность. Как это отразилось на рынке: - Возвраты автомобилей по лизингу достигли пика.
- Участились банкротства среди мелких перевозчиков, а новые компании-перевозчики появляются реже.
| | | 4. На фоне упавших ставок грузовладельцы стали чаще отдавать грузы в открытый рынок. Из-за этого вырос спрос на перевозки, а вместе с ним и тарифы. Спрос и предложение начали приходить в равновесие — рыночные тарифы стали восстанавливаться со второго квартала, стабилизация продолжилась в третьем. По прогнозу на основе больших данных, тенденция сохранится до конца года. | | | | В начале года тарифы продолжали снижаться под давлением избытка машин и слабого спроса на перевозки. К лету часть перевозчиков ушла с рынка, и грузовладельцы активнее стали привлекать перевозчиков — ставки начали расти | | | | Как изменились тарифы на популярных направлениях за последний год | | | | Проанализировали показатели из больших данных и выяснили, как изменились ставки по наиболее популярным направлениям за последний год. | | | | По направлениям из Москвы и Московской области тарифы на перевозки тентованным транспортом выросли | | | | По направлениям из Санкт-Петербурга и Ленинградской области тарифы на перевозки тентованным транспортом преимущественно выросли. Снижение зафиксировали на двух направлениях | | | | По направлениям из Москвы и Московской области тарифы на перевозки рефрижераторами выросли | | | | По направлениям из Санкт-Петербурга и Ленинградской области тарифы на перевозки тентованным рефрижераторами преимущественно выросли. Снижение зафиксировали на трех направлениях | | | | Как дефицит и профицит транспорта в регионах влияет на тарифы | | | | Рыночные тарифы напрямую связаны с тем, как распределяются грузы и транспорт между регионами. На тариф влияет баланс между количеством заказов и количеством машин, готовых их выполнить.
При профиците транспорта заказов меньше, а машин больше: перевозчики конкурируют за грузы, и ставки снижаются. Когда же машин не хватает — формируется дефицит. Тогда уже грузовладельцы вынуждены предлагать более высокие ставки, чтобы обеспечить доставку.
Анализ дефицита и профицита транспорта показывает, где на рынке сохраняется давление на ставки, а где, наоборот, есть условия для их роста.
Сейчас рынок тентованных и рефрижераторных перевозок постепенно выравнивается: в большинстве регионов избыток или нехватка машин снижаются, а соотношение заявок «в регион» и «из региона» приближается к единице. Это значит, что спрос и предложение начинают совпадать, рынок становится сбалансированнее, и тарифы стабилизируются. | | | | ТОП-10 направлений по росту и падению тарифов | | | | Изменения спроса и предложения на рынке грузоперевозок отразились на тарифах. | | | | В сегменте перевозок тентами тарифы выросли на ряде магистральных направлений, но снизились на ближних и локальных перевозках. | | | | В сегменте рефрижераторных перевозок рост тарифов заметен в крупных межрегиональных маршрутах, а падения — в локальных и смежных. | | | | Как узнать, что будет с тарифами на перевозки в ближайшее время | | | | Анализировать и строить прогнозы тарифов удобнее с реальными цифрами рынка. В этом помогают большие данные, в частности, инструмент «Расчет ставки по Big Data» в Умной Логистике.
Big Data в Умной Логистике — источник, в котором собраны данные по реальным завершенным перевозкам: от типа ТС до фактической ставки.
Вы получаете анализ по рыночным тарифам на основе 7 миллионов реально завершенных перевозок, а не биржевых офферов. Отчет показывает, как менялись тарифы за последние месяцы, год или несколько лет. Так легче планировать бюджет и устанавливать справедливые тарифы — ведь вы опираетесь на реальные данные рынка, а не на интуицию. | | | | Как работает инструмент: объясняем на примере | | | | Компания «РегионТранс» планировала перевозку из Казани в Екатеринбург на 10−13 июля. Раньше менеджер выбирал ставку из первых предложений перевозчиков. Согласились на 146 500 ₽ — казалось, выгодно. Но анализ показал: средняя рыночная ставка по этому направлению была около 131 000 ₽. В итоге компания переплатила около 15 000 ₽ за один рейс.
С инструментом от Умной Логистики ситуация меняется. «РегионТранс» задает параметры: маршрут, тип транспорта и период. Система анализирует завершенные перевозки с подходящими критериями и показывает динамику ставок: в мае ~ 145 500 ₽, в июне — 141 900 ₽. Теперь менеджер закладывает реальную рыночную цену, а руководитель видит, откуда берутся цифры. | | | | Лидеры рынка уже используют Big Data в Умной Логистике: кейс компании «Эфес» | | | ПотребностьГоловной офис компании «Эфес» в Европе управляет перевозками по всей России. Чтобы обосновать бюджет и оценить рентабельность, нужны достоверные данные о рыночных ставках по регионам и направлениям.РешениеBig Data в Умной Логистике объединяет данные по миллионам реально завершенных перевозок — с указанием маршрута, типа транспорта, периода, веса и объема груза.Благодаря этому «Эфес» получает актуальные рыночные ставки по каждому региону и направлению, видит сезонные колебания и может прогнозировать стоимость перевозок в бюджете на квартал вперед.Даже находясь за границей, аналитики компании строят отчеты по нужным маршрутам — с точностью до конкретного плеча перевозки.РезультатКомпания понимает, сколько реально стоят перевозки по регионам, и может уверенно планировать расходы. Все расчеты — на данных из реальных рейсов, без догадок и предположений.Хотите принимать взвешенные решения, которые помогут зарабатывать больше? Приходите на бесплатную экскурсию по Умной Логистике — расскажем, как Big Data работает на практике. Скачивайте полный обзор рынка в нашем телеграм-канале! | | | |