Экспедиторов обяжут зарегистрироваться в реестре и хранить договоры 3 года на российских серверах. ЭДО в логистике станет обязательным. С транспортным юристом Сергеем Богатовым разобрались, кого именно коснутся изменения в 2026, как соблюсти требования и не попасть на штраф.
|
|
|
Изменения в законе с 1 марта 2026 для экспедиторов
|
|
|
С 1 марта у экспедиторов будет 60 дней, чтобы зарегистрироваться в реестре на платформе ГосЛог. Что это за система и как она работает — разбирали в статье.
Зарегистрироваться можно через Госуслуги, но понадобится квалифицированная электронная подпись (КЭП).
Без регистрации работать с заказчиками будет нельзя, а за нарушение предусмотрены штрафы — от 100 до 300 тысяч рублей (по проекту закона). Таким образом Правительство рассчитывает очистить рынок от недобросовестных игроков.
|
|
|
Штрафы за хранение документов
|
|
|
Теперь нужно хранить договоры минимум 3 года после окончания срока действия и другие документы по перевозкам — только на российских серверах.
|
|
|
- экспедиторов: юрлиц и ИП;
- лиц, привлекаемых экспедитором к исполнению договора, в том числе перевозчиков.
|
|
|
- договоры, ЭТрН, расписки, поручения;
- сведения о грузе, маршрутах, исполнителях;
- информацию об операциях: приеме, хранении, передаче, выгрузке.
|
|
|
Хранение в облаке: важно, где находится сервер
|
|
|
С 1 марта 2026 договоры должны храниться только на российских серверах. Если работать через сервис или платформу, чьи серверы за границей, — это уже нарушение закона. Ответственность ложится на экспедитора.
Например, экспедитор БестТранс хранит договоры на Google Диске. Сервера этой системы не в России. Если в сентябре нагрянет проверка, попросит показать договоры и выяснится, что они в зарубежном облаке, — компанию оштрафуют.
|
|
|
Кто сможет запрашивать документы
|
|
|
Право на запрос получают:
|
|
|
- органы, ведущие оперативно-розыскную деятельность;
- службы, обеспечивающие безопасность РФ.
|
|
|
Данные нужно будет предоставить оперативно по официальному запросу.
|
|
|
«Скорее всего, в первую очередь оповещения будут отправлять Почтой России. Возможно, будет интеграция с Госуслугами или с ГосЛогом — пока нет точной информации», — объясняет Сергей.
|
|
|
Электронные транспортные накладные станут обязательными, а весь документооборот будет вестись через ГИС ЭПД — государственную систему электронных перевозочных документов.
Как объясняет Сергей Богатов, в ЭТрН невозможно отразить сложную схему с несколькими экспедиторами. Это сделано осознанно — такие диспетчерские цепочки должны постепенно исчезнуть. Цель — сделать рынок прозрачнее.
|
|
|
Сделайте выбор в пользу надежного решения
|
|
|
Кажется, самый простой путь — перенести документы из зарубежного облака в российское. Но все не так просто. Объясняем на примере.
Экспедитор Андрей хранил договоры в обычной облачной папке — удобно, быстро, бесплатно. Осенью 2026 года приходит запрос от правоохранителей: нужен конкретный договор за прошлый год. Файлов много, все называются похоже. Сотрудник тратит целый час, чтобы найти нужный. Но обнаруживает, что вместо электронной подписи — картинка подписи, вставленная в файл. То есть у документа нет юридической значимости.
Андрей отправляет документ, но доказать, что его не меняли и что он юридически действителен, не может. А это уже риск штрафа.
Закон требует больше, чем просто «где-то хранить» — нужна надежная система учета с российскими серверами.
|
|
|
Как с Умной Логистикой подготовиться заранее и работать спокойно
|
|
|
Если бы у Андрея была Умная Логистика, ситуация развивалась бы иначе. Договор уже лежал бы в архиве, подписанный КЭП, с точной датой и временем. Чтобы передать правоохранителям — один клик, и документ готов. Без нервов, спешки и риска штрафа.
|
|
|
- Хранение на серверах в РФ. Все документы находятся на российских мощностях, как того требует закон.
- ЭДО. Электронный документооборот уже работает: поддерживается ЭТрН, а также интеграция с операторами ЭДО.
- Архив договоров с умным поиском. Можно за секунды найти нужные документы по перевозке — даже если она была пять лет назад.
- Персональный менеджер. Он подскажет, как правильно настроить систему.
- Обучающие материалы и техподдержка. Не нужно самим разбираться в новых функциях — специалисты всегда на связи.
- Быстрое внедрение. На переход в Умную Логистику уходит до двух месяцев — спокойно, без стресса и остановки процессов.
Запишитесь на бесплатную экскурсию — покажем, как встроить программу без стресса, чтобы все работало по закону.
|
|
|
|