Top.Mail.Ru
Постлогистика
блог о современной логистике
Полезное

Президент подписал закон об усилении контроля за грузоперевозками, который вступит в силу с 1 сентября 2025 года. Это старт больших изменений: обязательные ЭТрН, реестры и штрафы за хранение документов.


Экспедиторов обяжут зарегистрироваться в реестре и хранить договоры 3 года на российских серверах. ЭДО в логистике станет обязательным. С транспортным юристом Сергеем Богатовым разобрались, кого именно коснутся изменения в 2026, как соблюсти требования и не попасть на штраф. 
Изменения в законе с 1 марта 2026 для экспедиторов
Реестр экспедиторов
С 1 марта у экспедиторов будет 60 дней, чтобы зарегистрироваться в реестре на платформе ГосЛог. Что это за система и как она работает — разбирали в статье.

Зарегистрироваться можно через Госуслуги, но понадобится квалифицированная электронная подпись (КЭП).

Без регистрации работать с заказчиками будет нельзя, а за нарушение предусмотрены штрафы — от 100 до 300 тысяч рублей (по проекту закона). Таким образом Правительство рассчитывает очистить рынок от недобросовестных игроков.
Штрафы за хранение документов
Теперь нужно хранить договоры минимум 3 года после окончания срока действия и другие документы по перевозкам — только на российских серверах.
Кого это касается
  • экспедиторов: юрлиц и ИП;
  • лиц, привлекаемых экспедитором к исполнению договора, в том числе перевозчиков.
Что именно нужно хранить
  • договоры, ЭТрН, расписки, поручения;
  • сведения о грузе, маршрутах, исполнителях;
  • информацию об операциях: приеме, хранении, передаче, выгрузке.
Хранение в облаке: важно, где находится сервер
С 1 марта 2026 договоры должны храниться только на российских серверах. Если работать через сервис или платформу, чьи серверы за границей, — это уже нарушение закона. Ответственность ложится на экспедитора.

Например, экспедитор БестТранс хранит договоры на Google Диске. Сервера этой системы не в России. Если в сентябре нагрянет проверка, попросит показать договоры и выяснится, что они в зарубежном облаке, — компанию оштрафуют.
Кто сможет запрашивать документы
Право на запрос получают:
  • органы, ведущие оперативно-розыскную деятельность;
  • службы, обеспечивающие безопасность РФ.
Данные нужно будет предоставить оперативно по официальному запросу.
Где мониторить запросы
«Скорее всего, в первую очередь оповещения будут отправлять Почтой России. Возможно, будет интеграция с Госуслугами или с ГосЛогом — пока нет точной информации», — объясняет Сергей.
С 1 сентября 2026: ЭТрН
Электронные транспортные накладные станут обязательными, а весь документооборот будет вестись через ГИС ЭПД — государственную систему электронных перевозочных документов.

Как объясняет Сергей Богатов, в ЭТрН невозможно отразить сложную схему с несколькими экспедиторами. Это сделано осознанно — такие диспетчерские цепочки должны постепенно исчезнуть. Цель — сделать рынок прозрачнее.
Сделайте выбор в пользу надежного решения
Кажется, самый простой путь — перенести документы из зарубежного облака в российское. Но все не так просто. Объясняем на примере.

Экспедитор Андрей хранил договоры в обычной облачной папке — удобно, быстро, бесплатно. Осенью 2026 года приходит запрос от правоохранителей: нужен конкретный договор за прошлый год. Файлов много, все называются похоже. Сотрудник тратит целый час, чтобы найти нужный. Но обнаруживает, что вместо электронной подписи — картинка подписи, вставленная в файл. То есть у документа нет юридической значимости.

Андрей отправляет документ, но доказать, что его не меняли и что он юридически действителен, не может. А это уже риск штрафа.

Закон требует больше, чем просто «где-то хранить» — нужна надежная система учета с российскими серверами.
Как с Умной Логистикой подготовиться заранее и работать спокойно
Если бы у Андрея была Умная Логистика, ситуация развивалась бы иначе. Договор уже лежал бы в архиве, подписанный КЭП, с точной датой и временем. Чтобы передать правоохранителям — один клик, и документ готов. Без нервов, спешки и риска штрафа.
Что дает Умная Логистика
  • Хранение на серверах в РФ. Все документы находятся на российских мощностях, как того требует закон.
  • ЭДО. Электронный документооборот уже работает: поддерживается ЭТрН, а также интеграция с операторами ЭДО.
  • Архив договоров с умным поиском. Можно за секунды найти нужные документы по перевозке — даже если она была пять лет назад.
  • Персональный менеджер. Он подскажет, как правильно настроить систему.
  • Обучающие материалы и техподдержка. Не нужно самим разбираться в новых функциях — специалисты всегда на связи.
  • Быстрое внедрение. На переход в Умную Логистику уходит до двух месяцев — спокойно, без стресса и остановки процессов.
Запишитесь на бесплатную экскурсию — покажем, как встроить программу без стресса, чтобы все работало по закону.
Связанные статьи
Заработок на штрафах самокатчиков, такси без мигрантов и контроль за экспедиторами
26.06.2025
Как выстроить отношения с контрагентами в грузоперевозках и увеличить прибыль на 25–95%
24.06.2025
Штраф за перегруз: кто виноват и как избежать. Ответы юриста
23.06.2025
Отец и дочь управляют транспортной компанией: как удержать бизнес, клиентов и водителей в 2025?
20.06.2025
Как изменится рынок грузоперевозок к 2030 году: 90% документов в цифре, прозрачность и Big Data для оптимальных решений
09.06.2025
Новый способ измерения ставки, обновленный Telegram-бот и универсальный конструктор данных
04.06.2025
Кому на руку кризис в логистике?! Почему не стоит бояться реестра перевозчиков?
23.05.2025
Когда перевозчик не виноват: как доказать форс-мажор и не попасть на штраф
22.05.2025
Минтранс поддержит ЭКСПЕДИТОРОВ?! Платон на ВСЕХ дорогах. Когда вырастут ставки на грузоперевозки?
29.04.2025
Telegram-бот «Умный Логист», новый конструктор отчетов и обновленный поиск машин с помощью аукционов
15.04.2025
ТОП-3 отчета в Умной Логистике для транспортных компаний
04.04.2025
Закрытие дорог в 2025. График закрытия дорог на «просушку»
26.02.2025
Для чего экспедитору свое логистическое сообщество?
20.01.2025
Система «ГосЛог»: что это такое, для чего она нужна и к чему готовиться перевозчикам
07.08.2024
Автоматизация логистики. 6 причин автоматизировать транспортный бизнес с самого старта
18.06.2024
CRM для экспедитора – как с помощью одной программы делать все?
27.05.2016