Мы получаем вопросы и наблюдаем, что у многих представителей рынка еще нет четкого алгоритма, как работать с новой формой.
Часть грузоотправителей уже применяют новые требования к оформлению документов, а некоторые выставляют старую форму — не перестроились на новый формат.
Главное: чтобы снизить налоговые риски, нужно обязательно заполнять в транспортной накладной следующие данные:
дата составления транспортной накладной;
наименования грузоотправителя, грузополучателя (при необходимости и клиента — заказчика перевозки) и перевозчика в разделах 1, 2, 1а, 10 транспортной накладной;
размер провозной платы в разделе 1;
наименования должностей, подписи и расшифровки подписей в разделах 1а (при необходимости), 6, 7, 15, 16.
Теперь к основным изменениям.
В раздел «Грузоотправитель» добавили чекбокс «является экспедитором».
Нужно ставить отметку в этом чекбоксе, если экспедитор заключает договор с заказчиком от своего имени и сам оформляет транспортную накладную. В этом случае экспедитор также заполняет новую графу 1а «Клиент (Заказчик организации перевозки)», где указывает данные грузовладельца.
Распространенный вопрос: кто все-таки заполняет раздел «Грузоотправитель»? Этот раздел заполняет грузовладелец или экспедитор.
Какую проблему решили с этим изменением? Теперь из транспортной накладной сразу видно, что грузоотправителем является экспедитор, а не грузовладелец.
В разделе «Груз» теперь нужно вносить стоимость груза.
Зачем это нужно: при повреждении груза у заказчика будет подтверждение его стоимости, а значит будет проще сделать расчет компенсации.
В раздел «Прием груза» добавили поле «Лицо, от которого забирается груз». В нем нужно указывать фактического грузоотправителя, который осуществляет погрузку.
Сведения из этой строки позволяют государственным органам точно идентифицировать фактического отправителя.
В раздел «Транспортное средство» добавили поле, в котором нужно указывать тип владения транспортным средством — на праве собственности, аренды или лизинга.
С точки зрения возможности реализации и согласования с Уставом автомобильного транспорта это нововведение самое спорное. Почему?
В силу ст. 2¹³ Устава перевозчик — это лицо, которое заключило договор и приняло на себя обязанность доставить груз получателю.
По общему правилу транспортную накладную составляет грузоотправитель. При оформлении он указывает в 10-ом разделе документа сведения о перевозчике, с которым у него заключен договор — даже если договор заключен с экспедитором. Верховный Суд РФ считает, что такой экспедитор исполняет функции договорного перевозчика.
Как грузоотправители будут указывать тип владения транспортным средством, если оно не принадлежит экспедитору на правах собственности, аренды или лизинга?
Скорее всего они будут оставлять этот раздел пустым или ставить прочерки — как раньше оставляли незаполненным раздел «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы».
В статье мы затронули далеко не все изменения в реквизитах транспортной накладной — только те, что вызывают больше вопросов. Ознакомиться со всеми можно в Постановлении Правительства — там же есть форма транспортной накладной.
Все нужные изменения уже есть в транспортной накладной, которую вы создаете в «Умной Логистике»: мы добавили новые реквизиты в форму. Будьте уверены: транспортная накладная, которую вы создаете в «Умной Логистике», всегда учитывает последние и, в том числе, новые требования Правительства.
Чтобы всегда быть уверенными в корректности транспортной накладной, оформлять ее за 2 минуты и по паре кликов отправлять ее контрагентам, попробуйте «Умную Логистику».
Если вы еще не наш пользователь, переходите по ссылке и попробуйте «Умную Логистику Trans» или «Умную Логистику Cargo» в деле бесплатно в течение 7 дней.