Пандемия нанесла по логистической отрасли в России ощутимый, но не смертельный удар. В «РБК Исследования рынков» до вспышки коронавируса прогнозировали возможный рост рынка коммерческих грузоперевозок до 4,4 трлн руб. в 2020 году, то есть примерно на 10% за год. Однако из-за коронавирусных ограничений обороты в отрасли сократились. По данным Росстата, всего в прошлом году было перевезено 7,8 млрд т грузов (на 6% меньше показателей 2019 года), половина из них — коммерческие. В основном перевозки, как и год назад, осуществлялись автомобильным транспортом (почти 5,4 млрд т) и по железной дороге (1,24 млрд т). Итоговые данные Росстата говорят о том, что в 2020 году объем грузоперевозок автотранспортом упал в сравнении с 2019 годом на 6,2%. В агентстве M.A.Research оценивали объем рынка автоперевозок в 2019 году в 872 млрд руб., отмечая сокращение отрасли в стоимостном выражении на 5% по итогам прошлого года. Таким образом, обороты рынка транспортной логистики в 2020 году не превысили 828 млрд руб. В VEB Ventures приводили другую оценку отрасли по итогам 2019 года — 916 млрд руб. Аналитики Института проблем естественных монополий ожидали, что в 2021 году объем грузоперевозок вырастет на 1,5–2,5% (в сравнении с прошлогодним уровнем), но все равно не догонит показатели 2019 года. По словам экспертов в сфере грузоперевозок, участники рынка «проявили гибкость» в условиях пандемии и «способность быстро подстраиваться к условиям и по-другому выстраивать бизнес-процессы». Итогом 2020 года можно назвать то, что рынок встал на путь трансформации: автоматизация и сокращение ручного труда перестали быть просто словами на конференциях, а стали реальной практикой, рассуждают в компании «Умная логистика».
В ситуации падения рынка или как минимум его стагнации все больше компаний стали вкладываться в развитие логистики. Упомянутая VEB Ventures, дочерняя компания банка ВЭБ.РФ, инвестировала 0,5 млрд руб. в стартап по цифровизации грузоперевозок Deliver. Менеджеры новой структуры заявляли о ставке на искусственный интеллект, который будет использоваться для прогнозирования задержек, увеличения числа доступного транспорта и скоринга водителей. В исследовании KPMG говорится, что крупные игроки рынка транспортно-логистических услуг уже не первый год «инвестируют в ИТ-решения», которые позволяют им, например, «визуализировать полученную аналитику, предоставляя как самим компаниям, так и их клиентам понятный и удобный интерфейс». «Возможность кастомизации сервисов клиентов играет немаловажную роль в вопросе выбора перевозчика», — добавляют в KPMG. Аналитики компании говорят, что отрасль переходит в онлайн-сегмент, так как клиенты хотят иметь возможность «удобно, быстро и просто оформлять заказы онлайн и с мобильных устройств, а также отслеживать грузы».
Основатель и владелец ИТ-компании «Умная логистика» Ольга Попова говорит, что за прошедший год интерес логистического рынка к цифровизации вырос примерно на 20%, и причина этого — в стремлении компаний начать экономить: логистику за счет автоматизации можно сделать технологичнее, продуктивнее, быстрее. По словам эксперта, ежегодная экономия на транспортных расходах за счет ИТ-решений может составить от 2,5 до 30% в зависимости от количества перевозок, направлений и применяемых форм оплаты. При этом разработчик IT-экосистемы призывает учитывать и скрытые потери, которые компания может обнаружить после оцифровки данных. Речь, например, о снижении трудозатрат на обработку заказов от клиентов и внутренних отделов компании, упрощении и ускорении коммуникаций с поставщиками, возможности снизить риски, используя рейтинги перевозчиков и водителей, и отказаться от бумажных архивов в пользу электронных. Избегать нечестных деловых отношений и снизить риски откатов также позволяет перевод бизнес-процессов в «цифру». А ежедневно поступающий рапорт руководителю и дашборды с ключевыми показателями помогают современным директорам принимать управленческие решения, основываясь не на ощущениях, а на свежих аналитических данных.
Доверившиеся цифровым платформам, предприятия начинают экономить практически сразу. Начальник отдела логистики компании «Мосстрой-31» (один из ведущих в России производителей пенополистирола) Ахмед Мурзаев говорит, что ранее «логистические задачи в компании решались очень плохо — от слова «совсем». «Пенополистирол легкий, но очень объемный. Потребность в транспорте огромная. Перед нами стояла задача наладить все процессы за короткое время — от получения заявки от отдела продаж и определения тарифа на перевозку до обмена документами между поставщиками транспорта, клиентами и заводами с отчетностью на каждом этапе» — рассказывает Ахмед Мурзаев. Специалист утверждает, что процесс осложнялся значительным сокращением численности его отдела после нескольких кризисов. В «Мосстрое-31» были мысли о внедрении программного обеспечения, регулирующего процессы в условиях, когда «дополнительных рук нет и не будет». В свою очередь, к продуктам «Умной логистики» здесь пришли после изучения рынка: предложения конкурентов куда менее удобны, при этом они дороже.
Внедрение цифровой платформы «Умной логистики» в «Мосстрое-31» дало экономию на логистике 2 млн руб. в месяц (при среднегодовых тратах на нее 120–130 млн руб.), говорит менеджер. «Теперь процессы выполняются четко и контролируются одним человеком. Такая работа может идти удаленно из домашнего кресла, что важно в условиях пандемии, и без каких-либо технических проблем», — заключает Ахмед Мурзаев. Специалист также называет главной задачей внедрения платформы получение контроля за операциями на своем предприятии. «За короткое время реально удалось выявить места, где годами была неэффективность», — добавляет он.
Удалось сэкономить и компании по производству продуктов питания и непродовольственных товаров Constell Group. По словам Ольги Поповой, изначально производитель планировал уменьшить расходы на логистику на 2,5% за счет цифровизации, но фактическая экономия превысила 21%.
Директор по логистике «Элекком Логистик» Геннадий Александров рассказывает о своем опыте цифровизации. Компания занимается дистрибуцией электротехники ряда производителей и поставкой собственной продукции (например, низковольтных комплектных устройств) на газохимические и нефтеперерабатывающие предприятия, в том числе «Роснефть» и «Транснефть». Число заявок на перевозку грузов завода доходит до 30 тыс. в год.
У «Элекком Логистик» уже был опыт цифровизации — запуск систем управления складами и управления транспортом, но в них коммуникация с перевозчиками шла по электронной почте с обменом сканированными заявками, вспоминает Александров. «Пандемия подстегнула к уходу на другие площадки с возможностью удаленной работы и без привязки к рабочим местам», — говорит менеджер. Основным требованием к новой площадке выступила интеграция с системами управления предприятием, транспортом и складом. «Умная логистика» показалась компании «наиболее близкой и удобной». «В первую очередь выросла скорость коммуникации с поставщиками транспортных услуг», — рассказывает Геннадий Александров.
В компании уточняют, что пользуются «Умной логистикой» лишь с февраля 2021 года, но уже успели оценить ее систему аукционов, позволяющих прозрачно выбирать поставщиков. «Очень радует процесс: если заявка выставлена на аукцион, победитель определяется автоматически. Ни у кого не возникает сомнений, а ведь часто есть вопросы к логистам насчет обоснованности цен на перевозку. Раньше нужно было поднимать переписку с партнерами, рассказывать и доказывать. Сейчас все проще», — говорит Геннадий Александров.
«Создатели этой платформы понимали, что будет удобно грузовладельцам и поставщикам транспортных услуг с точки зрения документооборота. На других площадках все равно пришлось бы сканировать документы и отправлять их по электронной почте», — говорит Ахмед Мурзаев, подчеркивая, что помимо сокращения затрат важным аргументом в пользу внедрения цифровых решений становится фактор времени: «В нашей работе очень много повторяющихся операций, которые не требуют специальных знаний, но отнимают уйму времени. С подобными продуктами есть шанс поручить выполнять рутину машине и заняться вопросами развития процессов и сервиса для клиентов», — отмечает менеджер. По его словам, раньше в его отделе логистикой занимались три человека и руководитель отдела, а теперь с этими операциями справляется один сотрудник.
Геннадий Александров также считает одним из важных преимуществ новой платформы «сокращение трудозатрат на документооборот между поставщиком транспортных услуг и грузовладельцем».
В свою очередь, цифровизация логистики позволяет избежать потерь при выплате налогов. «Количество транспортировок грузов у компаний может исчисляться тысячами, а несвоевременность подачи налоговых документов влияет на возмещение НДС. С цифровыми платформами крупным компаниям удается сэкономить до 9% расходов за счет скорости предоставления документов и прозрачности транспортной цепочки», — объясняет Ольга Попова.
Геннадий Александров отмечает, что существуют предприятия, где логисты все еще работают с учетными карточками и картотеками, а рассказчика, говорящего о том, что все это может заменять компьютер, воспринимают как мессию. «Конечно, все можно делать вручную, например вести базу в Excel. Но для средних и крупных компаний это огромные трудозатраты», — подчеркивает он.