Рост стоимости топлива в 2018 году ударил по всей отрасли грузоперевозок: с начала года дизельное топливо подорожало почти на 30%.
Тогда многим транспортным компаниям пришлось работать в убыток. Моментально изменить тарифы в уже заключенных договорах, дабы компенсировать возросшие затраты, невозможно — требуется как минимум 2-3 месяца. Сейчас же беспокойство перевозчиков возрастает в разы: после повышения НДС до 20% ожидается увеличение уровня акциза в 1,5 раза — цены на ГСМ также возрастут. Да, еще больше.
На июль 2019 года запланирована индексация тарифов «Платона».
На самом деле ее планировали провести еще в июле 2018 года, но инициативу отложили, чтобы сперва повысить эффективность контроля нарушителей. После передачи функций контроля Ространснадзору сборы по «Платону» возросли на 16,5%. Многие перевозчики стали переходить на легальную схему работы, поскольку без бортового устройства совершать рейсы стало невыгодно.
Кроме того, с 1 января 2019 года отменен льготный тариф для оплаты транспортного налога пользователями «Платона». Раньше из сбора вычиталась сумма, которую перевозчик тратил на использование федеральных трасс, теперь же такой возможности нет.
Государство усиливает борьбу против теневого капитала на рынке грузоперевозок. Сейчас ФНС активнее выявляют незаконные схемы налоговой оптимизации, в частности зачет НДС в затратах на транспортные услуги. Много компаний в прошлом году столкнулось с доначислениями НДС по сделкам, которые налоговая посчитала сомнительными.
Сейчас в правительстве обсуждают законопроект, предполагающий наличие единого реестра перевозчиков — проект Федерального закона «Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации».
К чему приведет появление реестра? Многие перевозчики выйдут из тени, поскольку право на выполнение перевозок за плату будут иметь только юридические лица и ИП, включенные в реестр перевозчиков грузов за плату. Конкуренция внутри отрасли ужесточится: победителями выйдут компании, которые лучше ориентируются в потребностях рынка и выбирают подходящую экономическую тактику в зависимости от меняющихся условий.
Также усложнит деятельность частным перевозчикам введение налога для самозанятых. Новый законопроект обязует самозанятых перевозчиков направлять в ФНС 4-6% от полученного дохода. Он уже действует в 4 регионах России в экспериментальном режиме, в планах — расширить на другие регионы страны.
Перевозчикам следует ожидать усиления весогабаритного контроля.
До 2024 года после создания АСВГК (автоматической системы весогабаритного контроля) на федеральных трассах должно появиться 387 пунктов весового контроля для грузовиков. Цель — обеспечить равные условия для перевозчиков и сохранность дорог. При этом начало строительства запланировано на первый квартал 2019 года, но пока точная «судьба» АСВГК точно не решена.
Сейчас многие нарушают установленные законом весовые нормы провоза грузов. Из данных аналитического доклада РАДОР общая протяженность сети автодорог в России на 1 января 2018 года составляет почти 1,5 млн км: 53 тыс. км приходится на федеральные трассы (из них 78% соответствует нормативным требованиям, а 511 тыс. км — на дороги регионального и межмуниципального значения (только 43,1%).
Винить внешние обстоятельства бессмысленно: владельцам бизнеса необходимо действовать. В текущих условиях как никогда важна грамотная работа с клиентами — как с существующими, так и новыми.
Необходимо предлагать лучший сервис клиентам: четкое соблюдение всех условий (сроков, температурного режима и прочих) при доставке грузов, полное сопровождение клиента от момента создания заявки на перевозку до выгрузки, электронный документооборот. Эти задачи решает автоматизация бизнес-процессов — основной тренд 2019 года.
Опережайте конкурентов, внедряйте технологические решения, оптимизирующие резко повышенные в последнее время затраты — впереди непростой год, но при грамотном управлении бизнес-процессами он может принести как новых лояльных клиентов, так и прибыль.